Микеланджело Буонарроти

Биография Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти − выдающийся итальянский художник и скульптор, инженер и поэт.

Юность и первые шаги в творчестве

Местом рождения знаменитого мастера послужила небольшая тосканская деревушка Капрезе. Мальчик появился на свет 6 марта 1475 года в семье, корни которой уходили к древнему флорентийскому роду. Своим благородным происхождением Микеланджело обязан отцу. Именно он, управитель города и судья, являлся отпрыском знатных синьоров.

С рождением сына семья переехала во Флоренцию, где подросток после обучения в латинской начальной школе был принят в мастерскую известного живописца Доменико Гирландайя. Параллельно стал изучать искусство ваяния скульптур. Его наставником был Бертольдо ди Джованни, ученик великого Донателло.

Юный Микеланджело почувствовал в себе тягу к созданию застывших в камне образов после посещения римской резиденции влиятельного рода Медичи. Там на склоне холма Пинчо полководец Лукулл в свое время разбил великолепные сады. Там же располагались античные памятники. Увиденное настолько запало мальчику в душу, что он тоже захотел приобщиться к изготовлению подобных шедевров.

Многогранные способности мальчика, его тяга к прекрасному не остались незамеченными со стороны Лоренцо Медичи, видного государственного деятеля эпохи Возрождения. С тех пор Микеланджело поселился в поместье Медичи, который стал воспитывать его наравне со своими сыновьями. Именно в тот период подросток возмужал и превратился в юношу, талант которого уже был виден окружающим. Да и как иначе, ведь молодой скульптор в то время создал свои первые произведения. Голову смеющего Фавна, одного из древних национальных божеств Италии, современники могут лицезреть в галерее Уффици.

Смерть своего покровителя, которая наступила в 1492 году, Микеланджело переживал достаточно тяжело. Однако ничего не поделать − жизнь продолжалась, и он решительно шагнул в нее, преисполненный неподдельным интересом и стремлением к дальнейшей творческой деятельности.

Начало пути

Из гостеприимного, но вмиг опустевшего после кончины наставника дома Микеланджело направился в Болонью. Там для церкви Сан Доменико он изваял прекрасную и трогательную скульптуру. Мраморный мальчик с крыльями ангела, держащий в руках канделябр, поразил воображение местных прихожан. Да, скульптор был весьма искусен, что позволило ему получить заказы и от других храмов.

Вернувшись через пару лет в горячо любимую им прекрасную Флоренцию, Микеланджело высек из мрамора две скульптуры − Святого Иоанна с ребенком и спящего Купидона.

Поговаривали, влиятельный политик той эпохи Пьерфранческо ди Медичи, которому представили эти работы, на мгновение потерял дар речи. А когда обрел его, посоветовал автору, то ли в шутку, то ли на полном серьезе, предать их на время земле. После чего, откопав, послать их в Рим. Там, по его словам, творения вполне сойдут за античные, и тогда скульптор выручит за них гораздо большее количество золотых флоринов.

Неизвестно, думал ли Микеланджело прислушаться к этому совету, но в столице в скором времени оказался он сам. Кардинал Рафаэль Риарио прослышал о скульптурах, ознакомился с ними и сразу же приобрел. Заодно и пригласил мастера в Рим, где он получил, пожалуй, самые значимые в своей жизни заказы.

Признание заслуг

В главном городе страны Микеланджело сумел ублажить самого Папу, отменно потрудившись над убранством его капитолийской резиденции. Устав от римской суеты, скульптор вознамерился возвратиться на родину. Однако этому плану сбыться было не суждено: предстояла серьезная работа на благо отечеству в качестве главного архитектора собора Святого Петра. Соответствующий указ издал Папа Павел III. Микеланджело был настолько тронут и одновременно польщен оказанным ему высоким доверием, что изъявил согласие исполнять свои обязанности совершенно бесплатно. Просто из нежнейших чувств к Богу. И возжелал, чтобы это было дописано отдельным пунктом в документе, вышедшем из недр Капитолия.

Красноречивым свидетельством самоотверженной деятельности Микеланджело на вверенном ему посту стал огромный купол на церкви, о котором до сих пор не перестают упоминать, как о настоящем шедевре архитектуры.

Микеланджело должен был быть особо благодарен судьбе за то, что получил признание еще при жизни. А ведь одаренных людей, даже гениев, вклад которых в развитие национального искусства был по достоинству оценен только после кончины, не счесть.

Микеланджело сполна воспользовался плодами славы. Каждый проект пополнял его кошелек приличным количеством золотых монет.

Черты характера

Современники Микеланджело вспоминали о нем, как о человеке неразговорчивым, сторонящемся людей и постоянно погруженном в свои мысли. При этом достаточно решительным и настойчивым в работе. Известно, что знаменитую статую Давида он вылепил, воспользовавшись чужим куском белого мрамора. Точнее сказать, тем материалом, от которого из-за неудачи в работе отказался предыдущий мастер.

Впрочем, вполне могло оказаться, что великий мастер, осознавая бренность бытия и торопясь воплотить в жизнь свои идеи, просто не хотел лишний раз отвлекаться на мирские дела. Ведь он вел довольно неприхотливый образ жизни, даже зачастую спать ложился, не снимая башмаков.

Но одиночество позволяло ему рождать не заурядные творения, а те, которые по праву заняли подобающее им место в мировой культуре. В противном случае человечество могло остаться и без них.

Достоверно известно о том, что знаменитый мастер скопил приличное состояние. Можно даже утверждать, был сказочно богат, но эта истина открылась окружающим только после его смерти. В его римском доме не обнаружили ни приличной мебели, ни драгоценностей. Да что там говорить, даже книг там не было. Но зато стоял сундук, набитый золотом.

При этом в расточительстве Микеланджело никогда замечен не был. Мало того, экономил буквально на всем. Отправляясь в поездки с двумя своими помощниками, заказывал в гостиницах не только одну комнату, но и одну кровать на всех. Благодаря этому при жизни слыл малообеспеченным человеком. Постоянно жаловался близким на отсутствие денег, а о том, чтобы помочь кому-нибудь из них материально, не могло быть и речи.

Великий итальянец покинул сей мир 17 февраля 1564 года. В своем завещании он не забыл упомянуть о том, что его душа должна принадлежать Всевышнему.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки