Вопли Видоплясова

Биография группы "Вопли Видоплясова"

Украинская группа "Вопли Видоплясова" у себя на родине и в ее окрестностях без иронии именуется легендарной. Оснований хватает: в конце 80-х это была одна из самых разудалых рок-команд доживающего СССР, в начале 90-х - самая раскрученная во Франции советская группа.

Название группе безвозмездно подарил Достоевский. У него в "Селе Степанчикове и его обитателях" есть непризнанный лакей-графоман ВИДОПЛЯСОВ, который и написал одноименное будущей киевской группе произведение. Первая рецензия от Федора Михайловича звучала нелестно: "Это был самый напыщенный вздор, писанный высоким лакейским слогом". Группа, надо заметить, подобных комплиментов еще ни разу не заслуживала.

Киевские "ВоплІ ВІдоплясова" (в народе "ВВ") были созданы в 1987 году водопроводчиком и металлистом Юрием Здоренко и начитанным студентом Александром Пипой (его называют "басист-флегмат с коронными ужимками дебила"). Третьим пригласили Олега Скрипку - инженера завода "Квант". Скрипка владел баяном, гармошкой, гитарой и саксофоном. Этот мультиинструменталист, певец и композитор быстренько стал лидером группы. С тех пор и по сегодняшний день его сценический имидж - разудалый сельский парень, который, напотчевавшись горилки, распевает песни под баян. На самом деле он серьезный и глубокий человек, в прошлом - физик-ядерщик. Четвертым стал Сергей Сахно, дирижер по образованию и профессиональный барабанщик.

Первые песни "ВВ" были на русском языке. Писались они под впечатлением походов на дискотеки, где звучали "итальянцы", "Модерн Токинг", Ротару и ансамбль "Форум". Знакомство с панк-роком произошло много позже, когда появились записи "Секс Пистолз" и других. Наслушавшись всего этого, "Вопли..." решили петь на украинском языке и о том, о чем им захочется. В то время рок-группы Советского Союза были жутко социальными и политичными, пели про скованность одной цепью и желание общественных перемен. Перестроечная молодежь с этого тащилась. А "ВВ" в свое удовольствие распевали о любви, о весне, о погоде, о танцах... Кстати, "танцІ" - непременный элемент всех концертов группы: и как одноименный хит, и как танцы в прямом смысле. У "ВВ" такой принцип: если есть сцена, то должно быть зрелище. Своим весельем и разудалыми прыжками музыканты прямо провоцируют публику к тому же.

"Вопли Видоплясова" - безусловный феномен, поражающий насыщенным драйвом, который сдобрен украинским языком, баяном и трубой, лирическими отступлениями, неожиданно взрывающимся разудалым ритмом... В их музыке органично сочетаются народные мотивы и панк-рок. Трудно назвать этот коктейль каким-то одним словом. "Видоплясовцы" и сами толком не могут сказать, к какому направлению можно отнести их творчество.

Большое будущее "Воплям..." предсказал в 1987 году Артемий Троицкий, и оно тут же начало воплощаться - в виде успеха на фестивалях "Рок-форум-88" (Вильнюс) и "Рок-СыРок-88" (Москва). Потом музыканты объездили буквально полстраны: Пермь, Саратов, Омск, Алма-Ата, Новосибирск, Прибалтика... И везде - полные залы.

В 1990 году группу заметила одна парижская концертная фирма и пригласила на гастроли во Францию. В то время на Западе все постсоветское искусство (а уж тем более - вчерашний андеграунд) шло "на ура". Следующий этап творчества "Воплей..." можно назвать парижским. Правда, Сахно и Здоренко на французщине не понравилось, и они довольно скоро воротились на "рІдну батькІвщину" в Киев. А Пипа и Скрипка обзавелись женами-француженками, взяли в группу барабанщика Стефана Муфлие и гитариста Кристофа Жерара.

Во Франции "ВВ" переиздали альбом "КраЇна МрІй" и подготовили концертную программу "МузІка" (одноименный альбом вышел в 1996 г.). Несмотря на перестановку сил, "Вопли..." сохранили свою индивидуальность и музыкальную стилистику. Они с успехом выступали во Франции, Швейцарии, Греции. Это была самая раскрученная во Франции группа из бывшего "совка". Больше, чем о "Воплях...", там знали только о хоре Красной Армии и Владимире Высоцком. Но... То ли французы посчитали, что выжали из проекта уже максимум, то ли "Воплей..." ностальгия (не знаю, как это будет по-украински) замучила. Сами ребята отшучиваются, говорят - нет на Сене настоящего сала и горилки.

С 1996 года "Вопли Видоплясова" снова стали киевской командой. Сахно вернулся к видоплясовским барабанам. На место Здоренко пришел гитарист Евгений Рогачевский - очень серьезный молодой человек с дипломом института. Украинцы, естественно, в восторге. Да и московская молодежь с радостью принимает "ВВ". Потому что они - бывшие "наши", а теперь - иностранцы. Своего рода экзотика получается. Но главное: они здорово играют и поют.

- Как и почему появилось такое потешное название группы?

- Трудно вложить в слоган "Вопли Видоплясова" больше, чем Достоевский. Название родилось одиннадцать лет назад. Это был конец Советского Союза и коммунистической идеологии. И альтернативная молодежь искала себе другие ценности. В то время мы - дети советского режима - даже в Достоевском смогли найти новую, свежую струю. И вот в одном из его романов нашли такой безумный персонаж, который писал стихи, творил, но не был понят окружающими. Это было похоже на состояние тогдашнего альтернативного музыканта, которого официальная культура не принимала. А вообще, все, кто любит "ВВ", должны прочитать "Село Степанчиково" Достоевского. Тогда будет понятно, что значит наше название.

- Как долго "Вопли..." шли к своей славе?

- Нам повезло. У нас вообще не было ничего постепенного. Мы стали знаменитыми буквально после первого же концерта 14 октября 1987 года в киевском танцевально-концертном зале "Современник". На следующий день о группе стали говорить в Киеве и автоматически - по всей Украине. На следующий год мы очень удачно выступили в Москве, потом были отмечены на фестивалях... Так же быстро и неожиданно стали популярны во Франции. Все у нас как-то скачками происходило, ничего запланированного не было.

- Любовь к музыке - это у вас с детства?

- (Олег Скрипка) Я лично в детстве планировал стать физиком-ядерщиком. Меня очень интересовала атомная энергетика, электроны, протоны. Но я неудачно сдал экзамены в Московский физико- технический институт. Вернее, экзамены я сдал нормально, но не прошел собеседование. Оно проходило 14 июля, и у меня спросили: какой сегодня знаменательный день? А я не знал, что это День взятия Бастилии. На Украине мы его не праздновали. Самое смешное, что потом я пять лет прожил возле Бастилии и каждый год 14 июля отмечал этот праздник.

Вообще, в нашей жизни очень многое построено на совпадениях. Например, можно проследить историю нашей группы: впервые "Вопли Видоплясова" собрались ровно через месяц после взрыва Чернобыля, наш барабанщик Сергей Сахно - сам родом из Чернобыля, он только после взрыва приехал в Киев. Сюда же можно отнести мой интерес к атомной энергии. И вот этот наш взрывоопасный состав выплескивает свою энергию в музыку.

- Кстати, об энергии. Многие говорят, что, как вы ведете себя на концертах, не по силам нормальному человеку. Намекают на то, что не обходится без допинга.

- Ни-ни-ни. Под кайфом долго не протянешь, да и трудно в таком состоянии покорять большие залы. В принципе, если хочется построить себе короткую, блистательную карьеру, можно и наркотики принимать. Но на длинной дистанции они не работают. А наша группа как веселилась десять лет назад, такой до сих пор и осталась. Наш наркотик - это наши зрители. Исторически так сложилось, что в славянских странах на концерты приходит благожелательный зритель. За границей не так. Там есть места, где зрителя надо настраивать, потому что он заранее негативно относится к музыкантам. А у нас надо только поддерживать "градус" зала, хотя это тоже нужно уметь. Ну о каких наркотиках здесь может идти речь? Зрители нам дарят свою любовь, мы отдаем им свою. Вот и все.

- Как вы считаете, какие люди любят "Вопли Видоплясова"?

- Самые разные. Молодежь "среднего достатка" - не босяки, которые слушают бандитскую музыку, и не мажоры, для которых идеал - какие-нибудь "Иванушки". Или более-менее состоятельные люди с высшим образованием и хорошей творческой работой - интеллигенция то есть. Эти люди не ходят на концерты, но покупают наши диски, читают о нас. И как ни странно, очень положительно реагируют ребятишки от пяти-шести лет. Они больше любят наши ранние, "тяжелые" песни. На последних альбомах у нас уже более мягкая музыка, но детей она почему-то не так трогает.

- Однажды стиль "Воплей Видоплясова" определи ли как "оживший сумасшедший дом с украинским сельским уклоном". Вашу музыку называют "краковяк-роком" и "укропанком". А как вы сами определяете свой стиль?

- Никогда его не определяли и, наверное, не сможем этого сделать.

- Значит ли это, что от "ВВ" можно ожидать песен в любом стиле?

- Вряд ли. Точно можно сказать, что мы не будем играть дешевую попсу, никогда не выступим в стиле Тани Овсиенко, "Иванушек", "Лесоповала" и даже, наверное, в стиле "Блестящих" мы тоже не сможем работать. Так что в этом плане стиль у нас довольно ограничен.

- Какие русские группы, на ваш взгляд, являются интересными?

- "АукцЫон?", естественно. Это группа номер один. С "Мумий Троллем" мы дружим. Это очень оригинальная, сильная и по музыке, и по текстам группа. Нам очень понравилось с ними выступать.

- На сингле "Любовь", который вышел совсем недавно, есть две песни на русском языке. Это шаг навстречу русским поклонникам или чисто коммерческий ход?

- Да, на новом сингле мы выпустили песню "Любовь" на русском и украинском языках. Просто группа сейчас все чаще и чаще появляется в России, и все чаще нам говорят: вот музыка ваша нам нравится, а о чем поете - непонятно. Поэтому было принято такое решение - написать песню и перевести ее на русский язык. И есть там еще одна русскоязычная песня из кинофильма "Семнадцать мгновений весны" на стихи Роберта Рождественского.

- Вы не опасаетесь с переходом на русский потерять свой колорит, свою оригинальность?

- Мы вовсе не собираемся переходить на русский язык. Мы живем на Украине, и петь будем на украинском. Просто перевели одну песню, а вторая... ну так сложилось, что Рождественский творил на русском, а песня нам эта очень нравится.

- Чем отличается ваша популярность на родине от популярности в России?

- На Украине нас знают практически все. Мы, можно сказать, национальные герои. "ВВ" здесь слушают больше десяти лет, и многие фанаты уже приводят на концерты своих детишек. А в России всего год как нас стали активно раскручивать. Помимо концерта зимой в Горбушке у нас весной было очень мощное выступление в "Лужниках" вместе с "Мумий Троллем". Когда зал распевал вместе с нами не только "Весну", но песни даже с ранних альбомов, мы поняли - здесь нас тоже знают и любят.

- У вас богатый мужской опыт: "советские" женщины, украинские, русские и даже француженки. В итоге у вас выработался какой-нибудь идеал. Какой прежде всего должна быть женщина?

- Душевной. Француженки тоже встречаются ду шевные, но реже, чем у нас. Может быть, поэтому мы расстались со своими парижанками. Но на самом деле национальность не имеет никакого значения. Наверное, это звучит банально, но прежде всего мужчина реагирует на обаятельность. А потом уже на все остальное.

- А на что вы прежде всего реагируете в Москве?

- Москва - самый красивый город. Несмотря на то что это мегаполис, который способен поглотить человека, переварить его и сжевать с потрохами, мы удивлены и покорены этим городом. На самом деле один из красивейших и самых больших городов мира. В размерах с Москвой может соревноваться только Кривой Рог. Он длиннее, но уже. А Москва и в длину, и в ширину - огромная.

- Ну а Киев?

- Киев - маленький провинциальный городок. Конечно же, любимый. Каждый занюханный кулик свое болото похвалит, и мы здесь не исключение. Зато Киев в два раза старше Москвы. Хотя бы этим можно похвастаться. Если говорить о музыке, то в финансовом плане Украине до России очень далеко. Но по части взглядов на мир нам значительно проще. Мы - молодая страна, люди у нас не связаны никакими комплексами, нам нечего терять, и за неимением других ориентиров мы чаще смотрим на Запад. В том числе и в смысле музыки.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2021-01-17 20:09:35
Когда Олег родился в 1964 году, был еще Лениабад (Ходжентом стал после 1992). И еще: где он видел женщин в парандже, если прожили в Таджикистане всего семь лет? Он мог видеть женщин в парандже только на Паньчшабе Бозор. С 1964 по 1972 годы Ленинабад развивался семимильными шагами.
2017-04-21 16:05:43
Скакуны позорные. Все печеньки хозяйские сожрали втихаря.