Галич Александр Аркадьевич

Биография Галича Александра Аркадьевича

Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия – Гинзбург; 1918-1977) – русский советский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен.

Галич – литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии, имени и отчества.

Ранние годы

Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье. Отец – Арон Самойлович Гинзбург, экономист, мать – Фанни Борисовна Векслер, работала в консерватории.

В 1920-м году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923-м году они перебрались в Москву, где поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». В 1925 году в семье Гинзбургов родился еще один сын – Валерий (стал известным кинооператором).

После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А.М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт Александр вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии.

Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попадает в театр, в котором работает до декабря 1941 года. Отсюда Галич уезжает в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев.

Творческий путь

В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра – «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут "Орленок"», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».

С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А.Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В.C. Высоцким и Б.Ш. Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрел огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал свое направление.

Первые песни – «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962), – будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве Галича. Перелому в творчестве весьма благополучного советского литератора способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искаженно представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в повести «Генеральная репетиция».

В дальнейшем песни Галича становились все более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу. Он выступал со своими песнями по квартирам на так называемых домашних концертах, собиравших ему очень небольшие заработки; его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился все больше популярен. В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Именно это послужило причиной его последующего исключения из Союза писателей, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), в 1971 году и Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г., в 1972.

Здоровье и последние годы жизни

В 1972-м году, после уже третьего инфаркта, Галич получает вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц.

В 1974 Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры.

Существует также версия, что это было убийство, причем версии о том, кто именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; согласно другим, Галича убили агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич, которого мучила ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим существенно подорвет имидж диссидентского движения. Между тем парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай: «Я, Василий Бетаки, пришел вместе с В. Максимовым, редактором журнала «Континент», в квартиру Галича минут через 20 после его смерти. В квартире были пожарники и врач. Врач показал мне и В. Максимову черные полосы на руках от антенны (двурогой), которую Галич стал поправлять, предварительно воткнув ее вилку в гнездо под напряжением, причем он не заметил нужного гнезда, и чтобы воткнуть антенну, он плоскогубцами сдавил контакты вилки, и таким образом воткнул вилку в запрещенное для нее гнездо. Таков был вывод врача-реаниматора. Все прочие утверждения о причине смерти А.А. Галича, на мой взгляд, являются домыслами».

Александр Галич похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois).

Личная жизнь

Во время жизни в Ташкенте Александр познакомился с Валентиной Дмитриевной Архангельской, актрисой, младшей сестрой Ростислава Архангельского, композитора и дирижера. Александр и Валентина вступили в брак в 1942 году, находясь уже в Москве. 21 мая 1943 года у супругов родилась дочка Александра (Алена). Два года спустя Архангельской предложили место ведущей актрисы в Иркутском драматическом театре. Валентина согласилась и уехала из Москвы. Через некоторое время расстояние сыграло свою роль – чувства Галича и Архангельской постепенно угасли. Артисты развелись.

В 1947 году Александр Галич взял в жены Ангелину Николаевну Шекрот (Прохорову).

3 сентября 1967 года у Галича родился внебрачный сын Григорий. Мама Гриши – Софья Михнова-Войтенко, художник по костюмам на Киностудии имени М. Горького, бывшая жена художника-нонконформиста Евгения Михнова-Войтенко и на тот момент настоящая жена Александра Шереля, историка и журналиста. Григорий Михнов-Войтенко связал свою жизнь с религиозной деятельностью.

Ангелина, несмотря на измены мужа и обнародование этого факта, была до последнего верна ему.

Восстановление доброго имени после смерти

В 1988 году Алена Архангельская, дочка Галича, добилась того, чтобы ее отца вернули в списки членов Союза кинематографистов СССР и Союза писателей СССР. В 1993 году Галичу вернули российское гражданство, которого при жизни он был лишен.

В 1998 году в Москве по адресу улица Черняховского, дом 4, была установлена емориальная доска с надписью: «В этом доме с 1956 года жил до своего изгнания в 1974 году русский поэт и драматург Александр Галич. Блажени изгнани правды ради» (последняя фраза взята с могильной плиты Галича).

Избранные произведения Галича

Книги:

Александр Галич. Когда я вернусь. Полное собрание стихов. – 1977 г. составлено, 1989 г. издано в России.

Александр Галич. Петербургский романс. – «Художественная литература», 1989.

Александр Галич. Возвращение. – «Музыка», 1990. ISBN 5-7140-0404-3.

Александр Галич. Генеральная репетиция. – «Советский писатель», 1991. – ISBN 5-265-02168-X

Александр Галич. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. – «У-Фактория», 1998. – ISBN 5-89178-073-9.

Александр Галич. Верные друзья. – Екатеринбург: «У-Фактория», 1998.

Александр Галич. Возвращается вечером ветер. – М.: Эксмо, 2003. – С. 610. – ISBN 5-699-03971-6, 5-699-04102-8.

Александр Галич. Матросская тишина. – М.: Эксмо, 2005. – С. 640. – ISBN 5-699-11862-4

Александр Галич. Стихотворения и поэмы. – 2006. – С. 384. – ISBN 5-7331-0305-1.

Александр Галич. Облака / Составитель, автор предисловия Н Г. Крейтнер. – СПб.: Азбука, 2008. – 208 с. – (Российская поэзия). – ISBN 978-5-91181-676-6.

Пьесы:

Улица мальчиков – 1946.

Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Исаевым). – «Огонёк», 1948. – № 22.

Положение обязывает (совместно с Г. Мунблитом) – 1949.

Походный марш. – «Театр», 1957. – № 3.

Город на заре (совместно с А. Арбузовым и др.). – «Театр», 1957. – № 11.

Пароход зовут «Орленок». – «Современная драматургия», 1958. – № 6.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2014-10-19 20:37:55
Я читаю и перечитываю уже много лет всё, что написал Галич. Светлая память, как говорят о человеке в Израиле, который умер, но прожил достойную жизнь. Спасибо!
2013-12-15 04:11:40
Спасибо Вам, Александр Аркадьевич, за тот пример благородства и честности, который всегда и везде является маяком для ищущих смысла жизни. Песни Ваши давали силу слабым, веру и надежду утратившим их. Слушая их, мы выстояли в тусклые времена застоя... Низкий Вам поклон и вечная память за гражданский подвиг Вашей судьбы!!!
2012-12-25 19:18:32
Блестящий поэт и драматург!
Член Союза писателей Москвы.
Эдуард Грачёв.