Рыбников Алексей Львович

Биография Рыбникова Алексея Львовича

Рыбников Алексей Львович – советский и российский композитор.

Детство

Алексей Рыбников родился 17 июля 1945 года в творческой семье – его отец был скрипачом, а мать – художницей. Место рождения – город Москва.

С первых дней жизни мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. В то же время в числе самых ярких детских впечатлений – кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алеша с друзьями пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых сочинений Рыбникова – фантазия «Багдадский вор» – написана под воздействием образов из одноименного и популярного в те годы фильма.

Одаренность ребенка подметили его близкие, и мама отвела Алешу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения – Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных – и был принят в оба, родители выбрали ЦМШ. Однако композицию, которую Алексей не оставлял все это время, в школе не преподавали. И тогда отец мальчика познакомил сына с выдающимся композитором ХХ века – Арамом Хачатуряном, который предложил Алеше заниматься в его классе.

Образование

Окончив в 1962 году музыкальную школу, Рыбников поступает в консерваторию, где продолжается его тесный контакт с учителем, в классе которого Алексей обучается затем и в аспирантуре.

Творческий путь

В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов. После этого в течение нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и ассистирует в классе Хачатуряна. Но затем оставляет преподавательскую деятельность.

В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Ему присущи по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы.

Несмотря на то, что период 60-70-х годов в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций (композитор пишет камерные произведения для фортепиано; концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и многие другие), уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом становится короткометражный фильм «Лелька» режиссера Павла Арсенова (1966). Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за другим приглашения от режиссеров.

Все последующие десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с кинематографом.

С 1979 Алексей Рыбников – член Союза кинематографистов.

За несколько десятилетий в кинематографе Рыбниковым была написана музыка более чем к сотне фильмам. Несмотря на общее, действительно огромное количество киноработ, некоторые стали своеобразными вехами в творчестве Рыбникова. Среди них музыка к таким известным фильмам, как:

- «Остров сокровищ» (1971) Евгения Фридмана;

- «Большое космическое путешествие» (1974) Валентина Селиванова – песни, прозвучавшие в фильме (на тексты Игоря Кохановского), получили моментальную известность;

- «Приключения Буратино» (1975). После выхода на экраны фильма про Буратино был выпущен музыкальный альбом, пластинки едва успевали поступать в продажу, как их мгновенно раскупали. Всего за год продали миллион виниловых дисков;

- «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977) режиссера Леонида Нечаева;

- «Вам и не снилось...» (1980), режиссер-постановщик Илья Фрэз;

- «Тот самый Мюнхгаузен» (1981) Марка Захарова;

- «Русь изначальная» (1986) Геннадия Васильева, с которым Рыбникова объединила не одна совместная работа того периода;

- «Мы» («Алло, вы нас слышите?», 1990) – фильм латвийского режиссера-документалиста Юриса Подниекса. Своей откровенностью и правдой о современном мире он произвел эффект разорвавшейся бомбы, а в 1991 году был удостоен премии «Золотой лев» на Венецианском фестивале;

- «Дети из бездны» (2000), режиссер Павел Чухрай;

- «Звезда» Николая Лебедева – фильм, принесший композитору все мыслимые отечественные награды за музыку в кино, а также Государственную премию РФ.

Спекталь «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» впервые был поставлен в 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером «Звезды и смерти» был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим проектом. Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую (!) сцену мира рок-музыки с ее жесткими ритмами, с одной стороны, вызвали долгое неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз, после чего постановку все-таки разрешили), с другой, спектакль сразу же побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший 1 место в хит-параде лучших грамзаписей.

Затем последовала опера-мистерия «Авось» (1979), известная широкому кругу публики как «Юнона» и «Авось». В ней соединились основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова – традиции русской духовой музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта – идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей любви и прощении. Первоначально музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из православного молитвослова и псалмов. Затем мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского – «Авось» и тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского начал.

Ленкомовская «Юнона и Авось» (премьера состоялась в 1981 году) заметно отличается от оригинального произведения хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка – «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» – «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию сыграла театру и самой опере в ее новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя объективно – это уже другое произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история.

Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова – «Литургия оглашенных» – создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем конце света… Опера была поставлена в камерном зале Театра Алексея Рыбникова в 1992 году.

Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке. «Литургия» обрела свой круг ценителей.

Как и прежде, Алексей Рыбников продолжал работать с вдохновением и энтузиазмом. Начало нового века отмечено внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам «Эффект ириса (Изгнанник)», (2004), режиссера Н. Лебедева, кинокомедии «Заяц над бездной (2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», картине «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «Волкодав из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «Отец» (2007) Ивана Соловова, «1612» (2007) Владимира Хотиненко и другим кинолентам.

В этот же период состоялась премьера Пятой симфонии композитора – «Воскрешение мертвых» (2005) для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков. Вокально-симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно в отчаяние (первая часть – воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь (вторая часть – оплакивание всех погибших), в третьей части – ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего судьи и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и одновременно радость предчувствия вечной жизни – в Четвертой части.

В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения – Concerto Grosso «Синяя птица» – работа, навеянная пьесами Метерлинка, и «Северный сфинкс». В музыке последнего ощущается дыхание эпохи начала XIX века – времени правления Александра I, оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки крестьянских бунтов.

Алексею Рыбникову всегда удавалось принимать активное участие в разнообразных культурных проектах. Его общественная и творческая деятельность отмечены Православной Церковью – Рыбников был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского – и светскими организациями. Среди самых ярких событий – присуждение звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф».

Летом 2010 года Алексей Львович стал членом Патриаршего совета по культуре.

Семья

Имя жены Алексея Рыбникова – Татьяна. В их крепкой и дружной семье появились дети – дочь Анна и сын Дмитрий. Анна, став взрослой, выбрала профессию кинорежиссера, а Дмитрий пошел по стопам отца и всерьез занялся музыкой.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2015-10-10 16:33:57
Замечательный композитор, талантище и удивительно скромный интеллигентный человек! Очень нравится в нем и музыка, и ответы на все вопросы, которые задают ему! Умница!
2013-03-22 18:43:18
Прекраснейший композитор с самой душевной музыкой. Я росла на его музыке (мне 36 лет). Приглашаю в гости с творческим вечером в город Пинск (Беларусь). Я думаю, что билеты будут раскуплены мгновенно...
2013-02-19 21:05:14
Самый лучший композитор.
2012-07-11 08:15:15
Талантливейший современный композитор. Низкий поклон.