Джузеппе Верди

Биография Джузеппе Верди

Верди Джузеппе (полное имя – Джузеппе Фортунино Франческо Верди) (10 октября 1813, Ле Ронколе, близ Буссето, Пармское герцогство – 27 января 1901, Милан) – итальянский композитор.

Мастер оперного жанра, создавший высокие образцы психологической музыкальной драмы. Оперы: «Риголетто» (1851), «Трубадур», «Травиата» (обе 1853), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (для Петербургского театра, 1861), «Дон Карлос» (1867), «Аида» (1870), «Отелло» (1886), «Фальстаф» (1892); Реквием (1874).

Детство

Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье 10 октября 1813 года. Его отец Карло Верди был владельцем деревенского трактира, а мать Луиджа Уттини – пряхой.

Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились очень рано. Мальчиком Джузеппе помогал служить мессу в местной церкви. Изучал музыкальную грамоту и искусство игры на органе у Пьетро Байстрокки. А однажды родители сына, видя, как ребенок тянется к музыке, нашли возможность подарить ему спинет (разновидность клавесина). Интересно, что тот спинет Верди хранил до конца своих дней.

До 10 лет Джузеппе учился в родной деревне, затем – в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

Потрясение тридцатых годов

Однако Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала».

В 1836 году Верди женился на горячо любимой Маргарите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын.

Счастливый случай помог Верди получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы три вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни – менее чем за два года (1838-1840) умирают его дочь, сын и жена. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал. Потрясенный трагедией, Верди записывает: «я... принял решение никогда больше не сочинять».

Выход из кризиса. Первый триумф

Из тяжелого душевного кризиса Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название – «Набукко»). Опера, поставленная в 1842 году, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди). Успех окрылил композитора; каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и многие годы спустя продолжали ставиться на оперных сценах мира.

Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников – Россини, Беллини, Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора – выдающегося реформатора оперы.

В 1847 году Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Джузеппиной Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

«Тризвездие». «Дон Карлос»

В 1851 появляется «Риголетто» (по драме В. Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Джузеппе стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.

В операх 1850-60-х гг. Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862 годах. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).

Новый взлет

В 1868 году египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.

Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» – великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873-1874).

В течение восьми лет (1879-1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887 года, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Верди создает еще одно блестящее творение – «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.

Подробнее о личной жизни

У Джузеппе и его первой жены Маргариты была настоящая любовь – сильное и всепоглощающее чувство, безграничное и едва объяснимое. Тем горче от того, что у пары была такая печальная судьба. Их дети прожили совсем мало. Девочка Вирджиния Мария Луиза родилась 26 марта 1838 года, а 12 августа 1838 года умерла. Мальчик Ицилио Романо появился на свет 11 июля 1838 года, а ушел из жизни 22 октября 1839 года. Вскоре умерла и Маргарита – она скончалась 18 июня 1840 года от энцефалита.

С Джузеппиной Стреппони Джузеппе Верди чувствовал себя максимально комфортно. Стреппони создала уютное семейное гнездышко, а Верди мог вести себя там по-хозяйски в полной мере. Певица и композитор поженились только через 11 лет после начала романа. Пока влюбленные просто сожительствовали, им приходилось регулярно терпеть нападки от окружающих, ведь в те годы это считалось неприличным. Законными мужем и женой Верди и Стреппони стали в 1859 году. Известно, что Джузеппина, в один момент потерявшая голос и завершившая выступления, до самой своей смерти в 1897 году занималась тем, что поддерживала Верди в его творчестве, вдохновляла его на новые произведения и всячески помогала развиваться его музыкальному дару.

Конец жизни

В последние годы жизни Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы».

В январе 1901 года композитора разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Сначала Джузеппе Верди похоронили на Монументальном кладбище. Месяц спустя тело Верди перенесли в The Casa di Riposo per Musicisti, в дом отдыха для музыкантов-пенсионеров, который организовал сам Джузеппе.

Память

Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. Им были также написаны два хора, струнный квартет, произведения церковной и камерно-вокальной музыки.

С 1961 году в Буссето проводится конкурс вокалистов «Вердиевские голоса».

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2013-04-27 21:01:50
Очень хорошая биография. Все точно написано.
2011-07-21 08:25:27
Дж.Верди - любимейший композитор. С детства люблю оперу, рыдал от умиления, слушая её в исполнении певцов "Ла Скала".