Биография Шенгелая Ариадны Всеволодовны
Шенгелая Ариадна Всеволодовна – советская и российская актриса кино и театра.
Начало
Ариадна Шенгелая родилась 13 января 1937 года в Ташкенте (Узбекистан), первая фамилия – Шпринк. Отец Ариадны Всеволод Эдуардович Шпринк трудился экономистом и переводчиком.
Тонкая аристократическая красота и древнегреческое имя Ариадна сыграли свою роль в судьбе красавицы: все наперебой пророчили девушке только театральное поприще, да она и сама со школьных лет мечтала блистать на сцене. Получив среднее образование, девушка поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии в актерскую мастерскую Белокурова.
После успешного окончания, молодая талантливая актриса была принята в труппу Русского драматического театра им. А.С. Грибоедова в Тбилиси, на прославленной сцене которого она с блеском играла Клеопатру в пьесе Бернарда Шоу "Цезарь и Клеопатра" и роль Анны Франк в спектакле "Дневник Анны Франк" по Э. Гудричу и А. Хеккету.
Кино
Актрису с такой яркой и заметной внешностью, конечно же, кинорежиссеры не заметить просто не могли. В кино Ариадна Всеволодовна стала сниматься с 1957 года. На экране она дебютировала в роли студентки мединститута Ирины Ледневой, дочери Леднева в психологической мелодраме "Екатерина Воронина" по одноименному роману Анатолия Рыбакова. Студенткой же начинающая актриса сыграла и роль Татьяны Лариной в фильме-опере "Евгений Онегин". Далее юную актрису приглашали на роли второго плана: невольница в танцевальных мечтаниях у Ивана Пырьева в романтической драме по Достоевскому "Белые ночи", красавица Зана в картине "Фортуна", Евгения Гранде – главная роль в романтической драме "Евгения Гранде" по одноименному роману Оноре де Бальзака режиссера Сергея Алексеева.
Став дипломированной актрисой, Шенгелая была приглашена на киностудию "Грузия-фильм". Безусловно, ее восточная красота привлекала внимание режиссеров, они буквально завалили актрису предложениями. Ей стали предлагать роли юных девушек, вступавших в самостоятельную жизнь, обладающих сильной волей, умеющих добиваться цели, понимая, что не все средства для этого хороши: Лена Топилина – возлюбленная рабочего кондитерской фабрики Тимофея Корнеева (успешная роль Геннадия Вернова) в религиозной драме режиссера Михаила Ершова "Люблю тебя, жизнь".
Немного наивная, но серьезная не по годам Лена – главная роль в партнерстве с несравненной Фаиной Раневской в трагикомедии Надежды Кошеваровой "Осторожно, бабушка!" о строительстве нового Дома культуры, о бюрократах, неравнодушных к своему времяпрепровождению пенсионерах, их детях и внуках, решающих проблемы любви и лидерства.
Ефремова Евгения – главная героиня, работница почты, потерявшая 300 рублей, девушка, которая будет ждать возвращения главного героя Николая (первая роль в кино Льва Прыгунова), в лирической киноповести Феликса Миронера "Увольнение на берег". Вольнолюбивая рыбачка Мария в киноповести о большой и чистой любви Марии и сына чабана Гелы "Белый караван" режиссера Эльдара Шенгелая.
В 1950-1960-е годы Андриана Шенгелая стала одной из самых популярных актрис советского кино. Постановщиков покоряла внутренняя мощь актрисы, ее боготворили за талант, как бусинки на ниточку стали нанизываться интересные работы. Лирическое дарование и незаурядное поэтическое обаяние актрисы в полной мере раскрылись в ее лучшей роли – княгини Веры Николаевны в киноработе с режиссером Абрамом Рооме в любовной драме "Гранатовый браслет" по одноименному рассказу Куприна.
С "Гранатового браслета" у актрисы началась вереница титулованных женских ролей. "... повысили в чине", – шутила сама Шенгелая: графиня Маша Наум Трахтенберг в драме по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина из цикла "Повести Белкина" в компании знаменитых актеров Михаила Козакова, Юрия Яковлева и Олега Табакова.
Статная, с французской легкостью и жизнерадостностью княгиня Вахвари в искрящейся радостью и молодым задором в картине Георгия Данелия "Не горюй!", в которой, впрочем, все актеры были блистательны – и Евгений Леонов, солдат, как будто сошедший со страниц русских сказок, и Софико Чиаурели, замученная многочисленным семейством Софико, и хрупкая Анастасия Вертинская, Мэри Цинцадзе.
В историко-биографической киноленте, посвященной творчеству венгерского композитора Ференца Листа, "Ференц Лист. Грезы любви" Шенгелая сыграла главную роль княгини Каролиной Витгенштейн, с которой композитор познакомился во время концертной деятельности в России, с которой связан самый плодотворный веймарский период творчества Листа и которой он посвятил знаменитые "Грезы любви".
Эльдар Шенгелая пригласил свою любимицу сняться в роли прекрасной Маргариты, жены Трифония, в трагикомической притче "Чудаки". А затем была одна из лучших ролей актрисы – Кассандра, жена Дмитрия Кантемира в киноленте "Дмитрий Кантемир". Тогда Ариадна Всеволодовна удивительно легко вписалась в актерский ансамбль фильма, своей женственностью и мягкостью помогла актеру Михаю Волонтиру создать образ не только властного молдавского господаря, но и любящего супруга, отца семейства.
Роли второго плана
Актриса высокого профессионального уровня Ариадна Шенгелая не чуралась и ролей второго плана, которые в ее исполнении превращались в настоящие шедевры кино: словоохотливая Эмма Константиновна в картине "Перед ужином", добрая Мария, мать Тодорки, в сказке Бориса Рыцерева "Ученик лекаря", властная Анна Федоровна Самборская в приключении Юрия Мастюгина "Голова Горгоны", уравновешенная мать Сергея в социальной драме Инессы Селезневой "Вот такая история...", эффектная Ведунья в совместной работе Геннадия Васильева и Чжан Шиу, в сказке по мотивам русских и китайских преданий "Волшебный проект".
В последний раз на экране талантливая актриса блеснула после пятилетнего перерыва в шестидесятипятилетнем возрасте в съемках в триумфальной роли богатой и влиятельной женщины, занимающейся международной политикой, приехавшей на родную Украину, чтобы поклониться могилам своих родных и найти ту, которая спасла ей жизнь, в киноленте об одном из самых страшных преступлений ХХ века в фильме "Бабий Яр".
Ариадна Шенгелая – величайшая актриса современности, добрая, обаятельная женщина, любимая супруга, мама, бабушка и прабабушка.
Семья
Супруг Ариадны – режиссер Эльдар Николаевич Шенгелая. В семье родились дети – девочки Нато (1958 г.р.) и Катья (1967 г.р.).
Награды и премии
Лучшая актриса по мнению читателей журнала "Советский экран" (1965).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля (1959, номинация "Премия для актеров").
Народная артистка Грузинской ССР (1979).
Народная артистка РФ (2000).