Биография Сафоновой Елены Всеволодовны

Биография, история жизни Сафоновой Елены Всеволодовны


Сафонова Елена Всеволодовна – советская и российская киноактриса, актриса театра.

Киношное детство

Елена Сафонова родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде в семье известного актера Всеволода Сафонова и режиссера «Мосфильма» Валерии Рублевой. Влияние отца предопределило будущую профессию Елены Сафоновой. Детство прошло в киноэкспедициях – девочка постоянно помогала осветителям, звукооператорам, кому-то что-то подносила, иногда засыпала прямо на коробках с пленкой.

Всеволод Сафонов был востребованным актёром, снялся в сотне фильмов. Невозможно забыть его прекрасные роли в кинолентах «Солдаты», «Цель его жизни», «Дело пестрых», «По ту сторону», «Тишина» и, конечно же, «Белорусский вокзал». Лена росла в актерском окружении: у отца в гостях постоянно бывали Леонов, Евстигнеев, Папанов. Они дружили, ходили, друг к другу в гости. Все было на виду – их шутки, их юмор, то, как они работают.

Девочка бегала на киностудию играть, семья жила у «Мосфильма». Лена видела через окно, как гримируется Евстигнеев, и бросала в окно снежками, а он грозил ей салфеткой... «Я всегда знала, что буду актрисой. Да я ничего другого и не умею, разве что готовить…», – улыбалась Елена Сафонова.

А настоящая киношная жизнь началась с картины Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу», в ней Елена Сафонова снялась в роли Любы, имея десять классов за спиной.

Учеба

В середине 1960-х годов семья Елены перебралась в Москву. Среднее образование девочка получила в школе с углубленным изучением французского языка. В 1973 году Сафонова получила аттестат и, полная надежд, подала документы во ВГИК. Елене удалось поступить только с третьей попытки, хотя к тому времени были съемки уже в двух фильмах. Проучилась, правда, недолго. Начинающая актриса дружила с диссидентом, которого по идеологическим соображениям не приняли во ВГИК. Парень эмигрировал в Америку, а студентке второго курса Сафоновой под напором преподавателей пришлось вернуться в родной Ленинград, где она и закончила ЛГИТМИК. Потом был один сезон работы в Театре им. Комиссаржевской.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая большая роль

Играть в кино Елена начала в 1974 году. Но впервые актрису заметили после главной роли Соломии Крушельницкой в биографической картине Олега Фиалко «Возращение Баттерфляй», вышедшей на экраны в 1983 году. И хотя с дистанции времени эта роль кажется претенциозной, все равно «Баттерфляй» запомнился Елене Сафоновой как красивый фильм. Тогда на пробы она приехала в джинсиках, совсем девчонка, и режиссер Олег Фиалко долго колебался: «Понимаете, Вы должны будете сыграть очень сильную, мужественную женщину». Актрису это разозлило: «С моим характером, а он у меня мерзкий, Вы еще столкнетесь. Мужественности мне не занимать, а вот женственность попробуйте сами открыть во мне». Потом в течение нескольких лет актриса снималась только в небольших эпизодических ролях...

Из Ленинграда в Москву Сафонова уехала в 1982 году. В столице она стала актрисой Театра-студии киноактера. А несколькими годами позднее, в 1986, Елена стала актрисой известной киностудии «Мосфильм».

«Зимняя вишня»

Звездный час Елены Сафоновой наступил только через десять лет. Для миллионов зрителей Елена Сафонова прежде всего – это фильм «Зимняя вишня». Как это часто бывает, роль, сделавшую её мегазвездой, актриса получила совершенно случайно.

На главную роль в «Зимнюю вишню» утвердили Наталью Андрейченко. Но на съемках в Суздале у нее случился страстный роман, любовь, выяснение взаимоотношений с американским режиссером и актером Максимилианом Шеллом, и она напрочь забыла о роли у режиссера Игоря Масленникова. В срочном порядке нашли другую актрису – Елену Сафонову, которая успешно сыграла героиню фильма, показав непросто хорошую, а разностороннюю актрису, обладающую к тому же незаурядными драматическими способностями. Правда, с ее появлением тональность сценария изменилась: он стал более лиричным и трагичным.

Сама же актриса объясняла свой успех тем, что зрителю хотелось простых и искренних чувств. Он и получил простую историю с понятными страстями и эмоциями. Исполнителя главной роли – Сергея Шакурова – тоже пришлось менять «под Сафонову». На помощь позвали Виталия Соломина, которой прекрасно изобразил мужскую несостоятельность своего героя. Эта мелодрама была с восторгом принята зрителями.

«Зимняя вишня» принесла Елене Сафоновой широкую популярность и признание коллег по искусству. Она была названа лучшей актрисой года, получила премии за лучшее исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате. Естественно, когда Лена снималась, она даже заподозрить не могла, что бренд «Зимняя вишня» так крепко привяжется к ней. Где бы она ни появлялась, на какие бы встречи со зрителями ни приходила, ее везде ассоциировали именно с этой ролью. А ведь она сыграла в огромном количестве фильмов.

«Очи черные»

После фильма «Зимняя вишня» актрисой всерьез заинтересовались именитые режиссеры и стали наперебой приглашать ее сниматься – главный показатель успеха. Актриса стала много играть в картинах у известных режиссеров — у Павла Лунгина, у Сергея Бодрова-старшего, Сергея Микаэляна.

Следующую большую роль Сафонова сыграла в советско-итальянском фильме режиссера Никиты Михалкова «Очи черные», который, в отличие от Масленникова, работающего легко и с юмором, показался актрисе настоящим деспотом. Михалков заранее выстраивал определенный мир фильма и предоставлял актеру свободу творчества только в жестких рамках своего видения будущей картины.

В фильме «Очи черные» Елена Сафонова сыграла главную женскую роль, ее партнером был Марчелло Мастроянни. «Я горжусь этой ролью, хотя знаю, что картина в Москве тогда всем не понравилась. Символа никакого не было – я просто играла маленькую женщину Анну с обычной внешностью, какие часто встречаются в жизни, и которая вдруг стала главной любовью в жизни героя Мастроянни». Эта работа принесла Елене Сафоновой европейскую известность.

Удивителен тот факт, что много лет Елена Сафонова была «невыездной» актрисой, и лишь Никите Михалкову удалось переломить ситуацию: режиссер помог актрисе добиться возможности работать за границей. Встреча с очень большим, очень талантливым режиссером Михалковым, правда, не нашла творческого продолжения. Но актриса не видела в этом никакого горя – ни для него, ни для себя.

К сожалению или к счастью, но после съемок в «Зимней вишне» и фильме «Очи черные» актрисе практически всегда предлагали один и тот же жанр – мелодраму, достаточно драматическую историю с юмористическим оттенком. Это и Настя в «Филере», и Алла в ленте «Где находится нофелет?», Ольга в «Продлении рода», и Анна в «Катале», Люба в фильме «Утоли мои печали», Нина в «Такси-блюз», и актриса в картине «Бабочки».

Французский период

А потом Сафоновой поступило предложение от французского режиссера, перевернувшее всю ее жизнь. Актриса сыграла отличную роль в фильме «Аккомпаниаторша» Клода Миллера, органично вписавшись во французскую среду, во французский ландшафт. В картине ей предстояло играть любовь с актером Самюэлем Лабартом, влюбленным в русскую актрису еще с фильма «Очи черные».

Их роман развивался стремительно. Вернувшись после съемок в Россию, Елена стала собирать чемоданы, чтобы уехать во Францию к любимому человеку. Ради него она в одночасье бросила все – карьеру, дом, близких. Впрочем, во Франции актриса не оставила свою профессиональную карьеру: актриса работала в театре и продолжала играть в кино.

Так, Елена Сафонова сыграла роль Софи в том же спектакле, где был занят ее муж, – в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной гей-культуре. Блестяще справившись со своей ролью, русская актриса заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого поступило сразу несколько предложений от французских режиссеров. Одно из них особенно заинтересовало актрису – роль жены С. Дали, русской по происхождению, роль М. Цветаевой, в парижском «Театре 13».

Чтобы легче войти в новую среду, актриса вообще решила играть во французском кино и театре роли иностранок. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой – счастье или гордость, независимость или любовь, – их выбор всегда, в любых жизненных ситуациях, благодаря обаянию самой актрисы, выглядел убедительным. Во Франции актрисе удалось сняться в нескольких фильмах: «Мадмуазель О», «Женщина на ветру», «Ветер с востока».

Переселившись в Париж, Елена Сафонова продолжала жить на два дома: трудилась во Франции и регулярно приезжала в Москву, где ее тоже ждала работа.

«Музыка для декабря»

Режиссер Иван Дыховичный поехал во Францию, чтобы пригласить Сафонову на главную роль спившейся и постепенно теряющей рассудок жены «нового русского» в свою картину «Музыка для декабря». Драматическая история с оттенком юмора. «Лене понравился сценарий, и она согласилась приехать в Россию, несмотря на то, что ей пришлось отказаться от многих интересных европейских проектов. Лена одна из немногих русских актрис, сумевших покорить Европу, – говорил режиссер Иван Дыховичный. – Работать с Сафоновой – одно удовольствие. Она профессионал, начиная с того, что никогда не позволит себе опоздать на съемку или прийти, не выучив текст».

«Принцесса на бобах»

В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким образом, вполне в духе своих героинь. Постсоветское кино не преминуло воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. После достаточно эстетской картины, «Музыки для декабря», были, как говорят, зрительские картины – «Президент и его женщина» и «Принцесса на бобах».

Героиня фильма «Президент и его женщина» Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и на этот раз политической карьерой. А ее Нина в «Принцессе на бобах» режиссера Виллена Новака? Женщина из знатного рода Шереметьевых, не подозревающая о своем дворянском происхождении, вкалывает на нескольких работах. Она в раздумье: остаться гордой, но бедной, или поступиться принципами и стать женой нувориша. По роли Елена Сафонова должна быть немытой, грязной, с паклей на голове, не накрашенная. Редкие актрисы готовы неприглядно выглядеть на экране, но Сафонову это не смутило – она в первую очередь думала о роли и образе своей героини. Вкалывала, как рабочая лошадка: надо по роли драить полы в подъезде – драила, надо мыть посуду в ресторане – мыла. В конце фильма героиня и морально, и физически превращается из «загнанной лошади» в настоящую женщину, которой подвластно и земное, и неземное. Героиня фильма смотрит в окно и наблюдает, как герой Сергея Жигунова занимается спортом. Режиссер хотел, чтобы Сафонова изобразила страсть к мужчине… На расстоянии изобразила секс. Иногда слова в фильме значат меньше, чем молчание. И у актрисы все получилось. А ведь сыграть это очень трудно.

Просто роли

В кино Елена Сафонова в свой так называемый постфранцузский период сыграла несколько десятков ролей. И самая главная по-прежнему Ольга в «Зимней вишне-2», «Зимней вишне-3» и «Зимней вишне-4» . Первая «Зимняя вишня» – фильм, в котором достоверно передан стиль жизни середины 80-х. И вот «Зимнюю вишню» переделали в сериал, на волне успеха сценарист и режиссер решили все это продолжить. Наверное, напрасно. Ведь это как в казино. Когда что-то получилось, выиграл – забирай и уходи, дальше идет проигрыш. От добра добра не ищут. Фильм и сериал – это две разные истории. Одна другую не продолжает, хотя имена те же и лица те же, только слегка изменившиеся не в лучшую сторону.

Тихо, немалыми усилиями Елена Сафонова начала выкарабкиваться из «лирической героини»: в киноленте «Поклонник» Николая Лебедева и в замечательной роле Лизы в фильме «Женская собственность» Игоря Месхиева, доказывая, что может играть другое, что ее возраст, ее опыт открывают ей какие-то иные возможности, у режиссера А. Зернова в сериале «Все красное», своеобразном дайджесте по произведениям польской писательницы И. Хмелевской, которая свои детективные истории разбавляет не менее интересно закрученной личной интригой, в российско-швейцарском фильме режиссера Елены Хазановой «Вольный перевод» – роль русской эмигрантки, такую понятную и близкую ей.

Елена Сафонова продолжала играть женщин с разными судьбами и непростыми проблемами. Но для актрисы главное, чтобы роль не была скучной. Ведь она в жизни всегда любила посидеть на кухне с подругами, подурачиться, пошутить. Может быть, поэтому она согласилась сыграть роль королевы Англии Елизаветы в трогательной лирической комедии Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной».

Театр

По возвращении в Россию Сафонова обосновалась в Москве и не испытывала творческой невостребованности. В карьере у Елены Сафоновой все складывалось благополучно: она в отличной форме и режиссеры ее любят. За роль Полины на театральной сцене в комедии «Плачу вперед!» по пьесе Надежды Птушкиной, поставленной театром «Амфион», она удостоилась премии «Чайка-99». В составе антрепризы В. Дубровицкого «LA’ТЕАТР» Сафонова прекрасно сыграла Крис Горман в комедии «Слухи» по пьесе Нила Саймона и Маркиза де Мертей, интересная роль в «Опасных связях» по мотивам пьесы Леонида Филатова и куртуазного романа Шадерло де Лакло. Не менее удачная Марта в спектакле «Девичник», созданном в продюсерской компании «Независимый театральный проект».

Но ни с одним репертуарным театром актриса не была связана, и это не из-за того, что в театрах мало платят. Елена Сафонова иногда работала за чисто символические, смешные деньги. «Нельзя все время думать только о деньгах, и вообще, о них надо думать пореже, – говорила актриса. – Я человек небогатый и к богатству особо не стремлюсь. Хочу только, чтобы мне было интересно жить, чтобы меня окружали те люди, с которыми мне приятно общаться. Поэтому в спектакле «Стакан воды» в театре имени Станиславского я играю за чисто символические деньги, ради собственного удовольствия».

Личная жизнь

«Как среди женщин бывают женщины, бабы и девчонки, так есть мужчины, есть мужики, а есть просто жлобы. Вот мужчин люблю, а остальных нет», – призналась актриса.

Самая знаменитая роль Елены Сафоновой – в «Зимних вишнях» – оказалась в чем-то для нее пророческой. В судьбе актрисы во многом повторилась судьба ее героини – и расставание с любимым, который не смог оставить свою семью, и встреча с заморским принцем, причем не с одним... «У меня были романы и с неженатыми, и с женатыми мужчинами. Затяжными, правда, они не были: зачем женатому уходить от жены и жить со мной, если я сама не была уверена, что хочу и могу с ним жить? Мужчины в некотором смысле все невероятно одинаковые. Только лица разные... И одних мы любим, а других…», – философски рассуждала актриса.

У актрисы, правда, был опыт неудачного брака с актером Виталием Юшковым. Это было в России. Супруги прожили вместе шесть лет, после чего расстались. Одна из причин, по которой Елена решилась оставить мужа, было его пристрастие к спиртному.

В конце 1980-х годов у Сафоновой был роман с Ваче Мартиросяном, женатым бизнесменом из Америки. В 1991 году Елены родила от любовника сына Ивана. Актрисы дала мальчику свою фамилию. Отношения с Ваче окончились ничем – он не пожелал оставлять семью, хотя долгое время убеждал Елену в обратном и сулил чуть ли не золотые горы.

Позднее понадеявшись на наше русское авось, Елена опять-таки отправилась под венец. Она стала супругой французского актера Самюэля Лабарта. Потом вместе с сыном Ваней переехала к своему новому мужу в Париж. Вскоре в семье появился еще один ребенок – сын Саша.

Муж Сафоновой приезжал на съемки в Москву. Она ждала его, с любовью и нежностью относилась к нему. Смотреть на влюбленных было очень приятно. Было видно, что француз тоже ее обожает. Но он жутко ревновал, хоть и не имел на это абсолютно никаких оснований. А болезненная ревность всегда мешает развитию отношений между мужчиной и женщиной. Муж Самюэль не выдержал. Он поставил условие: или дом, или кино.

Первое желание было отказаться от актерской карьеры, сидеть дома и воспитывать детей. Актриса долго думала и решила все же расстаться с мужем. И основная причина вовсе не в дилемме дом или работа.

Потом актриса поселилась в Москве. Часто ездила в Париж, где остался жить ее младший сын Саша – с родным папой, что утешало его маму. Он остался жить среди родных людей, которые его любят, в хороших условиях. «Конфликт между мной и мужем сына не должен касаться, – полагала Елена Сафонова. – Я очень, очень скучала по Москве, по России. Мне казался совершенно чуждым французский менталитет. Французы, в отличие от нас, удивительно законопослушные люди. Русские – широкая душа, необязательность во всем, щедрость, близкая к расточительству... Я не люблю подчиняться обстоятельствам. Сама зарабатываю деньги, меня устраивает положение независимой женщины. Когда я работаю, то я работаю, отрешаюсь от всего, азартный я человек – включаюсь, и это становится самым интересным».

Сыновья Елены пошли по стопам матери и занялись кинодеятельностью. Иван устроился на работу на «Мосфильм», а Александр окончил актерскую школу во Франции.

Елена Сафонова говорила, что как актриса она состоялась. Причем в равной степени в двух странах – России и Франции. Возможно, именно поэтому у нее появилось чувство глубокого удовлетворения. Даже одевалась она всегда так, как видит себя, и главным в одежде считала удобство. Косметику же всегда предпочитала французскую. Полагала, что все должно быть естественным, не признавая никаких диет и специальных операций по уходу за кожей. Возможно, в этом и заключается секрет обаяния актрисы – в любых обстоятельствах оставаться самой собой, не стараясь подделываться под вкусы окружающих

«В жизни позволено все, кроме подлости», – считала народная, пусть неофициально, актриса Елена Сафонова. Профессию свою «разбавляла» разными домашними делами: всегда обожала заниматься домом, путешествия предпочитала, когда конкретно куда-то хочется, а не просто турист. Всякие занавески, наволочки любит шить, получает такой кайф!.. Всегда любила хорошую еду, комфорт. Себя побаловать тоже всегда любила, но делает, увы, это редко – мешают обязанности, заботы и финансы. И чувство долга проклятое. Любит, когда все просто. Не любит двусмысленности.

Награды и звания

Елена Сафонова – актриса года по версии читателей журнала «Советский экран» (1985), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актерские работы» (1986), лауреат премии «Давид ди Донателло» от Итальянской академии кинематографии в номинации «Лучшая женская роль»(1988), лауреат премии «Киношок» (1996), лауреат премии «НИКА» (1996), лауреат Премии «Чайка-99» (1999), обладательница приза за лучшую главную женскую роль на кинофестивале «Созвездие» Гильдии актеров кино России (1999), заслуженная артистка Российской Федерации (2011).

Фотографии Сафоновой Елены Всеволодовны

Ваше мнение о звезде


Тамара (Сургут)
Вы прекрасная актриса и я всегда с удовольствием смотрю фильмы с Вашим участием. Спасибо Вам.
2018-02-04 22:59:18
Антон
Талантливая, работящая, но при чем здесь "звезда"???
2013-04-01 19:53:09
ЛЮДМИЛА ИОНИНА (город Москва)
Вы замечательная актриса и прекрасная женщина!!!
Желаю Вам крепкого здоровья, счастья, радости, исполнения всех Ваших желаний и больших творческих успехов!!!
2012-06-25 14:48:53