Проклова Елена Игоревна

Биография Прокловой Елены Игоревны

Елена Игоревна Проклова (родилась 2 сентября 1953 года в Москве) — советская и российская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1984).

Детство. Родители

«Я была в полном восторге. С почты мне мешками приносили письма, в которых мальчишки объяснялись в любви, а девчонки завидовали».

Наверное, чтобы так убедительно сыграть роль Герды, надо было родиться маленькой принцессой. В идеальной жизни идеальной девочки Елены Прокловой, не было ну совершенно никакого, даже самого маленького и ничтожного изъяна. Она родилась 2 сентября 1953 года в Москве, в большой коммунальной квартире на Солянке, где среди прочих замечательных соседей числился даже Зиновий Гердт. «Это была большая семья очень интеллигентных людей, с глубокими корнями и традициями, - рассказывала актриса о своих предках. - Мой прадед, мамин дедушка, был предводителем дворянства в Смоленском уезде. А по отцовской линии в моей предыстории богатая интернациональная смесь середины и конца прошлого века: французы, поляки, русские».

Отец актрисы, изобретатель, кибернетик, преподаватель Военно-политической академии, и ее мама много работали, поэтому воспитанием девочки в основном занимались бабушки и дедушки. Кстати, именно дедушкам Елена Игоревна обязана почти всем в жизни – и завидной карьерой и стойким характером. «Десять лет моим воспитанием, начиная с трехлетнего возраста, занимался главным образом мамин папа, - вспоминала Проклова. - Дедуля очень любил со мной заниматься. В четыре года он меня отвел в секцию спортивной гимнастики, на стадион клуба «Крылья Советов». И в одиннадцать лет я стала мастером спорта. У тренеров были большие планы на мой счет, и когда я начала сниматься, то из «Крыльев» мне еще долго звонили, надеясь, что я останусь в спорте и сожалея, что я его забросила».

Долгие беседы с дедушкой Проклова вспоминает до сих пор и признает, что из-за загруженности родителей на работе, именно он многие годы оставался ее лучшим другом. «Умер дедушка в 64 года, когда мне было 13 лет, - вспоминала Елена Игоревна. - Когда это случилось, мне было очень грустно, плохо. Родители были еще молодые, у них была своя жизнь. А из моей жизни ушла очень тонкая, очень важная для меня связь, обоюдный контакт, перекличка».

«Звонят, откройте дверь». Начало карьеры

Дедушка Лены - Виктор Тимофеевич, бывший актер, работал вторым помощником режиссера, причем дома после работы он в основном рассказывал только о неприятностях и проблемах в кино, и, естественно, никакой актерской судьбы внучке не желал. Так получилось, что в это время режиссер Александр Митта искал главную героиню в фильм «Звонят, откройте дверь!». Школьницы шли на студию толпами. Ни одна его не устраивала. Забраковали 11 тысяч претенденток. Лена же часто бывала у дедушки на работе, подолгу там сидела, делала уроки и была, можно сказать, своей, ее все знали. Она даже выучила текст, который предлагали на пробах претенденткам. И вот рука судьбы – режиссер во время очередного просмотра вдруг «увидел» именно ее - и Лену утвердили на первую роль.

Фильм рассказывает об удивительных открытиях двенадцатилетней девочки, которая по заданию любимого пионервожатого ищет в городе зачинателей пионерского движения. Знакомясь с самыми разными людьми, с миром сложных человеческих отношений, она незаметно взрослеет, ей открываются неведомые прежде, недетские чувства. Вместе с Леной Прокловой в фильме снимались Ролан Быков, Сергей Никоненко, Люсьена Овчинникова, Виктор Косых.

Первая ее роль была отмечена вниманием зрителем и прессы, международной премией и одной странной наградой: работники «Мосфильма» сочли Ленину работу лучшей женской ролью года. О сем ей и была выдана грамота в синей кожаной папке.

Так, в 1964 году Елена Игоревна стала актрисой. Работала, как взрослая – по 8 часов в сутки. Уезжала из дома в 8 утра, весь день проводила на съемочной площадке и возвращалась домой еле живая к 6 вечера. «Обычно к тому времени меня ждала ванна, - рассказывала Проклова. - Полчаса я дремала, оттаивая в ванне, потом меня вынимали, кормили и гнали опять на улицу. Не гулять, а по педагогам, которые днем все работали в той школе, где я училась до 11 лет. Учителя проходили со мной школьную программу, за уроки платил «Мосфильм».

Видя, как тяжело даются девочке съемки, семья Прокловой зареклись отдавать дочь в другой фильм. Несмотря на тонны писем, которые приходили Елене Игоревне со всей страны, и многочисленные приглашения на творческие вечера родители строго-настрого запретили ей сниматься. «Спасла» актерскую карьеру Прокловой «Снежная королева». От главной роли в одной из самых красивых сказок в истории не отказываются, так что пришлось строгим маме и папе разрешить дочери стать Гердой. «Как я помню эти эпизоды, когда надо было ехать в карете! – рассказывала актриса. - Мне подавали карету, я ехала в ней по городу к месту съемок. Ощущение от этого я отказываюсь передать словами. Просто - чудо, просто - сказка. «Жить в сказке» - мы часто так говорим. А мне посчастливилось в тринадцать лет узнать, как это на самом деле бывает. Быть взрослой актрисой и сниматься в фильме-сказке - это все равно удовольствие. Но это не та вера. Я не снималась, я жила в сказке, и это не заменить ничем».

В последующие два года Лена снялась еще в двух картинах: у Ричарда Викторова в «Переходном возрасте» (1968) и у Александра Митты в «Гори, гори, моя звезда» (1970). Эта роль потребовала от актрисы четкого ощущения времени, умения слиться с героиней - и одновременно не потерять свое «я»... Роль в этом фильме возникала с большим трудом и получилась серьезной, но в тени блистательного ансамбля Олега Табакова, Олега Ефремова и Евгения Леонова тонкое и нежное плетение женского характера ушло на второй план.

Во время съемок в последней картине Елена Проклова окончательно определилась с выбором своей будущей профессии - несмотря на то, что она была мастером спорта по художественной и спортивной гимнастике и ей прочили блестящее спортивное будущее, она решила идти в актрисы. Сдав экстерном экзамены за 9-й и 10-й классы, она поступила на актерский факультет Школы-студии МХАТ.

Сама Елена Проклова, вспоминая этот период жизни, жалеет, что не может, как все нормальные люди, вспомнить о школьных походах и выпускном вечере. Но взамен судьба подарила ей прекрасную интересную жизнь в кино и на сцене.

Учеба и работа в МХАТе

В Школу студию МХАТ ее приняли с условием - на время учебы о кино забыть. Елена Проклова вспоминает: «Когда я поступила в Школу-студию, педагоги первое время относились ко мне скептически: нет ни голоса (говорила очень тихо), ни сценического темперамента, а главное, им казалось, что нет серьезного отношения к делу - я была готова с ходу, без подготовки включаться в любую роль, сыграть какой угодно этюд, наивно полагая, будто актерский труд начинается с режиссерской команды «Мотор».

В Школе-студии МХАТа преподавали А.Тарасова, М. Яншин, А. Грибов, В. Станицын, А. Кторов. Актрисе посчастливилось не только учиться у них, но и играть с «великими стариками» на одной сцене во МХАТе.

За 20 лет работы во МХАТе Елена Проклова переиграла весь ведущий репертуар, при этом не идя на компромиссы, когда предлагалось участие в «идеологически выдержанных постановках». На сцене МХАТа она играла в спектаклях: «Синяя птица» М. Метерлинка, «Валентин и Валентина», «Эшелон», «Перламутровая Зинаида» (все - М. Рощина), «Вишневый сад» А. Чехова, «Амадей» П.Шеффера и др. В начале 90-х годов актриса уходит из МХАТа.

«Единственная»

Закончив Школу-студию в 1973 году, истек срок запрета сниматься в кино и актриса приняла предложение И. Хейфица сняться в главной роли - Тани Фешевой - в фильме «Единственная». Ее партнерами по съемочной площадке были Валерий Золотухин и Владимир Высоцкий. По словам самой актрисы, эта роль на сегодняшний день является ее лучшей ролью за всю карьеру в кино.

Елена Проклова следует за властной режиссерской рукой с такой раскованностью и уверенной легкостью, что ни на миг не прерывается радость от этой встречи с искусством.

Елена Проклова сыграла здесь женскую душу, умеющую любить необъяснимо и сильно, но зато не умеющую втискивать себя в строгие параметры законного брака. Ее героиня так богата душевно, так добра, отзывчива и щедра, что не ответить на чужое чувство она словно и не может. И не ее, кажется вина, что отзывчивость и доброта ее оборачивается вульгарной изменой... Эту житейскую ситуацию актриса наполнила щемящей грустью, таким глубоким проникновением в характер героини, что сразу же заявила о себе как художник тонкий и требовательный. Она загадочна. Причем не только для нас, зрителей, она загадка для самой себя. Слишком юная , она не знает, не понимает, какие силы порой бушуют где-то внутри ее самой.

Фильм вышел на широкий экран в 1976 году и был тепло принят публикой. Он был удостоен наград на фестивалях во Фрунзе (1976) и Панаме (1977, премия за исполнение лучшей женской роли).

Фильм. Фильм. Фильм…

70-е годы были весьма плодотворными в карьере актрисы. В «Сентиментальном романе» режиссера Игоря Масленникова она сыграла отрицательную роль Зои - девушки гордой и красивой, наделенной острым чувством справедливости, но, в сущности, лишенной души.

В 1976 году она вернулась в сказку, где так непринужденно чувствовала себя в детстве. Купеческая дочка Настенька в фильме Н. Кошеверовой «Как Иванука-дурачок за чудом ходил» приближена актрисой к нашим дням. Насмешливая, искренняя и доверчивая современная девушка действует в незамысловатом сказочном сюжете. Роль эта интересна своей «двуликостью». Две Насти - одна живая, веселая, другая - потерявшая, согласно сюжету, способность чувствовать и любить, сыграны актрисой в этом детском фильме.

В картине режиссера Георгия Данелия «Мимино» у Елены Прокловой эпизодическая роль: всего в двух-трех сценах появляется она на экране. Образ «девушки-мечты» героя - обобщенный, едва намеченный - не мог обрести психологической глубины, но актриса одарила свою героиню обаянием, против которого нельзя устоять, и искренностью, которой нельзя не поверить... А фраза «Ларису Ивановну хочу!» преследует актрису до сих пор.

И еще одна роль - в фильме Юрия Карасика «Собственное мнение», где Елена Проклова играет современную «фабричную девчонку». Эта гордая и самостоятельная девушка, независимая в суждениях, держится с той завидной непринужденностью, которая свойственна людям, прочно стоящим на ногах. Героиня Елены Прокловой - озорная, любящая подшутить, подразнить, кажется чуть легкомысленнее, чем есть она на самом деле.

Одна из лучших работ Елены Прокловой - роль в фильме «Ключ без права передачи» режиссера Динары Асановой. Фильм - о школе, об учениках, учителях и родителях. О том как сложно порой складываются взаимоотношения между поколениями. И как важно при этом уважать друг друга, как необходимо стремление к взаимопониманию... Елена Проклова здесь молодая учительница, обладающая не просто педагогическим талантом, но талантом человеческим - оказывать доверие и его обретать. Между нею и учениками - особые отношения. Они друзья, и степень откровенности в их общении высока и прекрасна.

Были еще работы в фильмах: «Собака на сене» (1977), «Смятение чувств» (1977), «Ищи ветра...» (1978) , «Голубка» (1978), «Верой и правдой» (1979), «Инспектор Гулл» (1979).

Первая половина 80-х годов складывалась для Елены Прокловой также весьма удачно. Она продолжала активно работать как в театре, так и в кино. На ее счету были фильмы: «Какие наши годы» (1980), «Будьте моим мужем» (1981, блистательная работа вместе с Андреем Мироновым), «Мы жили по соседству» (1982), «Будь счастлива, Юлия!» (1983), «Поздняя любовь» (1983), «Из жизни начальника уголовного розыска» (1983), «Первая конная» (1984), «Грядущему веку» (1985). В 1985 году Елене Прокловой присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

Личная жизнь

Личная жизнь Елены Прокловой устроилась довольно рано - в 18 лет она вышла замуж за режиссера документальных фильмов, журналиста Виталия Мелик - Карамова, и через год на свет появился первенец - дочь Арина. Однако брак просуществовал всего четыре года и распался.

Во второй раз актриса вышла замуж за человека из другой области - доктора Александра Дерябина. Но и этот брак распался через несколько лет. По словам самой Прокловой, одной из причин этого разлада стала личная трагедия: в младенчестве умерли двое их сыновей-близнецов. Забыться помогла только работа. Олег Николаевич Ефремов, светлая ему память, загрузил репетициями и спектаклями под самую завязку. Но это горе разобщило супругов, из их отношений ушли легкость и теплота. Однако развод произошел мирно, сегодня бывшие супруги поддерживают друг с другом прекрасные отношения.

В 1984 году встречает своего третьего мужа. Елена Проклова рассказывает: «Вначале я стала заботиться о старшем брате. Виктор работал ювелиром, с женой разошелся и жил один. Я поселилась в его мастерской, вела домашнее хозяйство. Однажды, месяца через три, брат привел в гости своего приятеля Андрея. Я стала готовить мужчинам еду, ожидая телефонного звонка по поводу намеченной на вечер встречи со зрителями. Но встреча отменилась. Мы уселись за стол, болтали, смеялись… А утром решили отправиться вместе в Ленинград на машине Андрея. После той поездки я и он не расстаемся».

Вскоре у них родился мальчик, однако насладиться родительским счастьем им тогда было не суждено - через неделю сын скончался. В трудные дни Андрей помог Елене выстоять и в конце концов возродиться.

В 1994 году у Елены и Андрея родилась дочь Полина. Чтобы это произошло - все время от зачатия до родов Елена пролежала в клинике, сама вколола себе в живот 700 уколов.

За годы, прошедшие с момента, когда актриса выпала из поля зрения зрителя, изменился и образ её жизни. Елена Проклова, коренная горожанка, почувствовав тягу к земле, построила вместе с мужем дом на Клязьминском водохранилище, вырастила сад. Участок усилиями хозяйки превратился в райский уголок. Елена решила подойти к делу профессионально, поступив на отделение ландшафтного дизайна в Московский архитектурный институт. Теперь, став профессионалом, она обустраивает участки частным лицам и пользуется большим спросом как ландшафтный дизайнер. Кроме хобби, ставшего профессией, есть и другие — рыбалка, охота, походы. Московскую квартиру они оставили дочери Арине, которая стала художником, в 1995 году у нее родилась дочка Алиса.

В 1999 году Елена Проклова выпускает книгу «В роли себя самой». Как говорит сама Елена Проклова: «Для меня книга оказалась гораздо интереснее, чем я ожидала. Это не столько творческая биография и сопутствующая информация, сколько размышление о жизни».

В нынешнем веке

На рубеже веков Елена Проклова ненадолго вернулась в кино. Актриса снялась в сериале «Досье детектива Дубровского» (1999), фильмах «Желтый карлик» (2001) и «Счастье по рецепту» (2006).

На нынешнем этапе Елена плотно сотрудничает с телевидением. Она участвовала в телевизионных проектах «Последний герой» и «Большие гонки». «Эти программы призваны доказать: человек может невозможное. Они помогают и зрителям, и участникам относиться к родине с еще большим уважением. Такие программы заставляют гордиться своей страной, ведь мы же везде побеждаем» - так считает Елена Проклова.

В 2006 году Елена Проклова пришла в программу «Малахов + ». Из интервью актрисы: «Когда я веду программу, у меня всегда приподнятое настроение. Люди, которые приходят к нам со своими проблемами, чаще всего находят здесь решение. И это тоже счастье. Все-таки профессия актера эфемерная, ты не видишь реальных плодов своей работы. А тут я их вижу».

И всё-таки любимая профессия «позвала». Елену пригласил в свою Антрепризу Александр Абдулов: сначала в спектакль «Всё проходит», затем — в «Семейную идиллию», где её партнёром стал Андрей Панин. Елена Проклова играет жену главного героя, попросту говоря — порядочную стерву. То есть даму, весьма далёкую по характеру от самой актрисы, человека светлого и гармоничного. Но актёры считают, что чем меньше ты похож на своего героя, тем лучше сыграешь.

Не манкирует актриса, как известно, и пластическими операциями. «Глупо, когда женщина за 50 лет говорит: «Покупайте вот этот замечательный крем. Я им пользуюсь, поэтому так хорошо выгляжу». Это смешно, - признавалась Елена Игоревна. - Я считаю, любая женщина должна следить за собой и стараться выглядеть привлекательно. Это элементарное уважение к мужу. А уж нам, актрисам, тем более надо обращать внимание на свою внешность».

Интересные факты

Была три раза спародирована в телепередаче «Большая разница» как соведущая передачи «Малахов+» на Первом канале артистками труппы Нонной Гришаевой и Марией Зыковой.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2015-09-28 23:29:08
Девочки, не завидуйте!!! Дай Бог Вам так же выглядеть в ее возрасте...
2015-09-28 11:50:16
Очень обаятельная и талантливая актриса.
2014-04-09 19:14:24
Восхищаюсь не столько талантами Елены Игоревны, сколько умению их развивать. Если бы все так, как она, занимались развитием своей личности, мы жили бы в обществе прекрасных, очень интересных людей. Елена Игоревна, с удовольствием позаимствую Ваш опыт общения с людьми.
2013-12-20 22:45:23
Мне стыдно за Вас.
2013-12-20 22:42:14
Прекращай рекламу, если не хочешь, чтоб органы вмешались. Они не посмотрят на "звезду", доказательства Вашей аферы есть.
2013-12-12 20:57:19
Елена Игоревна, Вам не стыдно?
За Дешели? "Опробовала на себе...". Деньги решают всё... Актриса :( А ведь Вы представитель советской школы!!! Мне за лично Вас стыдно!!!
2013-11-20 16:04:54
Выглядит она, конечно, гораздо моложе своих лет, но это не из-за той косметики, которую рекламируют. Наверно, пластические операции.
2013-10-24 18:56:13
Из-за рекламы израильской косметики Елена Проклова еще больше приобретает минусов. Видимо, ей безразлично, как зарабатывать, лишь бы деньги платили.
2013-09-16 17:57:59
В молодости Елена Проклова была очень миловидная, но играла в фильмах неубедительно, неестественно. Сейчас же после пластики она на себя совсем не похожа: лицо неподвижное как маска, огромный рот, который она открывает как рыба и шлепает раздутыми губами.
2013-09-16 12:41:33
Здравствуйте, возмущена последним эфиром с Еленой Прокловой. Убийство редких животных просто так, для личных амбиций. И при этом смаковать на весь мир. Пусть Леночка посмотрит фильм "Земляне". И, если они нормальные люди, после просмотра, думаю, мозги станут на место.
показать еще комментарии