Орлова Любовь Петровна

Биография Орловой Любови Петровны

Орлова Любовь Петровна (11.02.1902, Звенигород -–26.01.1975, Москва) – советская киноактриса, театральная актриса, певица, танцовщица, пианистка.

Детство

Орловы – один из двенадцати старейших русских дворянских родов. Среди славных сынов этой семьи был тот самый Григорий Орлов, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II и принимал участие в убийстве двух императоров – Петра III и Павла II. Императрица к тому же страстно любила его, и он был усыпан коронованной любовницей несметным количеством титулов, должностей и чинов. В роду Любови Петровны был герой 1812 года декабрист Михаил Орлов, женатый на старшей дочери генерала Раевского Екатерине, в которую был безнадежно влюблен Пушкин. Более двадцати портретов Екатерины Николаевны оставил Пушкин на полях рукописи "Бориса Годунова"! Она стоит в ряду обворожительных, женских персонажей, который столетие спустя логически завершился образом Любови Орловой...

Отец Любови Петровны Петр Федорович Орлов был женат на Евгении Николаевне Сухотиной, племяннице мужа дочери Толстого Татьяны Толстой-Сухотиной. В приданое Евгении Николаевне досталось имение Сватово в Воскресенском уезде (ныне Истринский район). Имение это было скромнее легендарных Кочетов, где частенько собирались семьи Толстых и Сухотиных, но в страшные годы революции, чудом оставшись жить в Сватове, где они держали корову, родители Любочки и ее сестры Нонны не умерли с голоду.

Две сестры, две судьбы... Тоненькая, изящная Нонна – в раевскую породу, крепенькая Любочка – в орловскую. Было в ней какое-то лобастое упорство. Чуть позже она стала заниматься музыкой, брать уроки драматического и балетного искусства, мечтая стать актрисой... А пока сестры Орловы носили по утрам в Москву молоко. От тяжести бидонов суставы краснели и распухали. Любочка потом свои руки не любила и прятала – вы никогда не увидите их в кадре.

Родители Любы страстно мечтали, чтобы дочь профессионально занялась игрой на фортепиано. Они грезили увидеть девочку известной пианисткой. Что ж, можно сказать, что их желание все же сбылось – Орлова была прекрасным музыкантом.

Успешный дебют

Первым, кто восхитился Любочкой Орловой, был сам Федор Шаляпин, являвшийся другом семьи Орловых. Случилось это в 1908 году на детском балу, который великий певец устраивал в своем особняке на Новинском бульваре в Москве. Среди детворы он приметил маленькую девочку с белокурыми локонами до плеч и с восторгом поднял ее на руки. Любочке было тогда шесть. А когда она сыграла роль Редьки в домашней оперетте "Грибной переполох", Шаляпин первым же предрек ей славу артистки. Он так увлекся и подружился с маленькой Любочкой, что сочинил ей стихи и подарил автопортрет.

Вначале после окончания Московской консерватории (1919-1922), а затем и хореографического отделения Московского театрального техникума (1922-1925) Любовь Орлова работала в Московском музыкальном театре, которым руководил Владимир Иванович Немирович-Данченко. Там она выступала как оперная певица и исполнительница хореографических номеров.

Дебютом в кино стало исполнение роли Грушеньки в картине "Петербургская ночь" (1934) режиссера Григория Рошаля. Это была одна из первых экранизаций романа Достоевского "Братья Карамазовы", поставленная еще в эпоху немого кино. Эта роль потребовала от Орловой навыков работы драматической актрисы. Далее – роль Эллен Гетвуд в немом фильме Бориса Юрцева "Любовь Алены".

Фильмы Александрова

Поворотным моментом в ее творчестве стала роль домработницы Анюты в фильме Г. Александрова "Веселые ребята". Ею восхитился сам Сталин в 1934 году, когда посмотрел в Кремле эту комедию. И уже через две недели после премьеры комедии в январе 1935 года, когда отмечалось 15-летие советского кино, подписывая указ о награждении высшими наградами корифеев кино С. Эйзенштейна, С. Юткевича, Л. Кулешова и других, Сталин собственноручно вписал в этот блистательный ряд и Любовь Петровну Орлову, фактически дебютантку. А вот главный герой комедии Леонид Утесов, под которого делался фильм, не получил ничего, кроме фотоаппарата...

Следующим фильмом был "Цирк", основой которого явился мюзикл "Под куполом цирка" Катаева, Ильфа и Петрова. Как всем нравились ее подпрыгивающие брови и наивно распахнутые в дежурной комедийности глаза! Александров успел изучить некоторые свойства ее лица. Он оттачивал каждый жест, полуповорот, взмах ресниц. Но, правда, и Орлова со своей энергией и упорством была адекватна этому вниманию.

Неизменную команду – режиссера Александрова, композитора Дунаевского, поэта Лебедева-Кумача – окрестили орловскими рысаками, поскольку зрители раз и навсегда приняли "Цирк" как фильм Орловой. Любовь Орлова вошла в каждую семью советских людей. На улице встречные замедляли шаг, мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия. Песни, которые пела Орлова, пела вся страна. Она стала любимой актрисой Сталина. Наверное, именно это и дало возможность Александрову и Орловой полностью реализоваться в те годы. И выжить... Когда вышел фильм "Волга-Волга", Сталин на даче часто устраивал его просмотры, на которые приглашались самые избранные. Но Любови Петровны среди них не было. Как-то так повелось, что она изначально не стала посещать кремлевские и неофициальные приемы, а потом это уже было обыкновенно. "Орловой нет?" – "Орлова занята!".

Другие роли в кино

Любовь Орлова была очень красивой и талантливой, обладала безупречным мастерством, прекрасно пела и танцевала. Она стала одной из самых популярных и любимых актрис конца тридцатых-начала сороковых годов. Вначале она играла только комедийные роли, которые и принесли ей известность.

Героини Любови Орловой – американская актриса Марион Диксон из фильма "Цирк" (1936), почтальон Дуня в "Волге-Волге" (1938), ткачиха Таня в фильме "Светлый путь" (1940), профессор Никитина в комедии "Весна" – были разными по характеру, специальности, образу жизни, но у всех них было одно общее: все они создавали облик времени, где торжествовало добро и справедливость, где исполнялись все мечты и сбывались желания. Эти фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни, где-то рядом.

Героини Любови Орловой были близкими и понятными миллионам зрителей, и они с восторгом следили за всеми перипетиями их экранной жизни.

Зрители больше знают Любовь Орлову по ее комедийным ролям, однако она так же успешно работала над драматическими образами – Паолы Менотти в картине режиссера Рошаля "Дело Артамоновых" (1941), журналистки Дженет Шервуд в фильме режиссера Александрова "Встреча на Эльбе" (1949). В годы войны Любовь Орлова снялась в нескольких боевых киносборниках.

Любопытно, что Любовь Орлова сохраняла верность одним и тем же режиссерам и старалась их не менять. Причина была простой. Она легко усваивала замечания режиссеров и в то же время могла проиграть весь рисунок фильма или спектакля, каждый раз становясь как бы соавтором постановщика. Но такое ей мог позволять далеко не каждый режиссер, поэтому их выбор в творческой жизни актрисы был весьма ограничен.

По сравнению с другими актрисами (скажем, Мариной Ладыниной, которая также обладала незаурядной внешностью и талантом) Любовь Орлова всегда выигрывала. Она находилась на экране в постоянном действии, кроме того, каждое ее движение было филигранно точным, продуманным, осязаемым. Несмотря на то, что все ее героини совершенно разные, иногда кажется, что актриса всегда играла только саму себя.

В каждой своей роли Любовь Петровна старалась выложиться на все 100%. Актриса и пела, и танцевала, и играла на пианино, и, конечно же, создавала удивительные и неповторимые образы.

В последнем фильме "Скворец и Лира" Любовь Орлова сыграла роль советской разведчицы, вся жизнь которой проходит перед зрителями. Этот образ как бы соединил в себе знакомые черты всех героинь Любови Орловой, которые актриса обогатила новыми красками. Здесь в полной мере раскрылся драматический талант актрисы, поскольку она впервые не пела и не танцевала на экране. Все свое внимание она сосредоточила на внутренних переживаниях своей героини.

Последние годы жизни

В последние годы жизни актриса почти перестала сниматься в кино и работала в Московском театре имени Моссовета (с 1947), где создала ряд замечательных актерских работ в спектаклях режиссера Юрия Завадского. Одна из них – роль миссис Сэвидж в спектакле "Странная миссис Сэвидж".

Актриса Наталия Богунова, которой посчастливилось работать вместе с Орловой, рассказывала о ней с неподдельным восхищением: "Орлова была звезда. Вот мы ездили в Ростов-на-Дону на сбор урожая. Я была ведущей концерта, а она с одной чечеткой в своем номере так ее отчечечит, люди просто вообще там умирали от восторга. Ей было около 70. Но она была независима в театре. Она была актрисой вне интриг".

В последние месяцы жизни уже в больнице, перерыв весь мировой драматургический материал, Любовь Петровна выбрала к своей следующей постановке пьесу румынского автора Аурэла Баранчи "Травести" (или "Маска"). Ее героиня – театральная прима, которая в первом акте предстает в возрасте сорока лет, во втором ей уже за восемьдесят, а в перспективе она и вовсе бессмертна. Смерть Орловой оборвала эти планы неувядающей актрисы и в гроб она положила плохую копию Любочки – как бы из мести за то, что та так долго ускользала от ее зловещего оскала.

Скончалась великая актриса от страшной болезни – от рака поджелудочной железы. Орлову похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь. Звездная пара

Весной 1933 года молодую актрису Музыкального театра Любовь Орлову пригласили на кинопробы в один из павильонов "Мосфильма". До этого ей с кинематографом не везло, да и сейчас, когда на нее напялили нелепую широченную юбку и полосатые чулки, заплели две торчащие как рожки дурацкие косички и, не объяснив толком, что требуется, повели в фотостудию, она поняла, что предлагаемая роль невелика и неинтересна, ей совершенно не подходит, и хотела только одного – чтобы этот маскарад скорее кончился. Но уже через минуту после пробы она знала, что готова сниматься в этом фильме в любой роли, пусть даже в эпизоде – как угодно, в чем угодно, лишь бы сниматься и чтобы это началось как можно быстрее и продолжалось как можно дольше... Человек, ненадолго появившийся в студии на пробах фильма "Джаз-комедия", был тогда молод, быстр, насмешлив и, надо сказать, совершенно не догадывался о том впечатлении, которое произвел на актрису. Спустя двадцать лет она сказала об этой встрече: "Я увидела голубоглазого золотоволосого бога и все было кончено".

Автору и режиссеру первой советской музыкальной "Джаз-комедии", прогремевшей впоследствии на весь мир под названием "Веселые ребята", Григорию Васильевичу Александрову было в ту пору 30 лет. Орловой на год больше...

Впрочем, судьбе еще хотелось поиграть с ними в кошки-мышки, подразнить встречей-невстречей, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы поиски героини не привели Александрова в Музыкальный театр Немировича-Данченко на спектакль "Перикола", а потом и за кулисы, чтобы познакомиться с актрисой Орловой, исполнявшей главную роль. Она не напомнила ему о тех, кажется, не очень удачных кинопробах. Зачем? Конечно же, он не запомнил их первую встречу... Зато теперь рассыпался в комплиментах.

Александров пригласил ее на вечер, где должны были состояться торжества, посвященные юбилею Л.В. Собинова. С банкета они ушли вместе. К дому в Гагаринском переулке, где жила Орлова, они подошли, когда совсем рассвело. Расстались, так и не перейдя на "ты". И не переходили уже никогда. Словно хрупкое "вы" было защитой от хаоса, залогом будущих встреч или просто личным кодом. Эту интонацию задала она, Орлова, суеверно боясь, что сизо-сиреневая ночь их знакомства может выцвести до серовато-бурых оттенков очередного топотливого дня.

Им было с чем сравнивать. Первые браки оставили след. Ей – ощущение боли по напрасно загубленному человеку. Первым мужем Орловой был руководящий работник Андрей Каспарович Берзин, погибший в сталинских лагерях. Ему – досаду, невнятицу и сына Дугласа. С его матерью Александров расстался еще до поездки в Америку.

В один из июльских вечеров 1933 года она появилась дома с Александровым. Родные замерли – вместо привычной темноволосой Любочки в прихожей стояла ослепительная блондинка. И в тот же день состоялось утверждение Орловой на роль Анюты в фильме Александрова "Веселые ребята". Тогда и возник тот самый легендарный образ первой советской кинозвезды с мировой известностью!

У них было любимое место на земле – дача во Внуково. Там они и жили практически всегда, когда не требовалось постоянного присутствия в Москве на Бронной. А в особый весенний день они оставались вдвоем, отменяя все дела независимо от их важности. Был ли это день их знакомства или еще что-либо более личное?.. Известно только, что если в этот день Григорий Васильевич был вне Внуково, то в каминной комнате на даче задергивались шторы, на столе стоял бокал красного вина – неизменный "Филипп Моррис" – и телефонный аппарат. Любовь Петровна ждала его звонка...

"Я храню каждую Гришину записочку, – как-то призналась она, – даже такие: "Буду в шесть" или "Заеду после восьми". А потом погрозила пальцем в сторону кабинета мужа: "А он, наверное, нет!". В этих записках они тоже оставались на "Вы", даже если речь шла о каких-то банальностях.

Невероятная занятость Александрова – действительная и по инерции перешедшая позднее в разряд приятной легенды – старательно поддерживалась Орловой. Гриша был гений, а гений не должен ничего делать дома, только снимать свои гениальные фильмы и любить ее – Любочку. Правда, фильмов в 70-е годы Александров уже не снимал. Времена бодро-счастливых советских людей канули в лету... Да и годы уже были не те, изменился имидж "босоногого комиссара". Почтенный, величественный Александров, мэтр отечественной кинематографии, с удовольствием участвовал во всевозможных симпозиумах, преподавал, писал книгу.

Новый год они встречали всегда вдвоем. Зимний внуковский лес, негатив снега, берез и темноты окон в гостиной. Проводы Старого года... За пять минут до Нового всякий раз совершалось одно неизменное действие. Под бой курантов двое выходили из дома – из года – и шли по расчищенной тропинке вперед до тех пор, пока не вступали в Новый год.

Такая примета – только вперед, по заснеженному лесу, вперед – все 365 очередных дней. В лесу у них была особая скамья, на которой они сидели несколько минут, выпивали по бокалу шампанского и возвращались домой. Всегда вдвоем – Люба и Гриша... Звездная пара, два любящих сердца, над которыми не властно время...

Награды

Заслуженная артистка РСФСР (1935).

Народная артистка СССР (1950).

Лауреат нескольких Государственный премий СССР (1941, за участие в фильмах "Волга-Волга" и "Цирк"), обладательница нескольких медалей, орденов и почетных грамот.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2016-06-25 01:50:08
В этой удивительной, уникальной, потрясающе красивой актрисе столько очарования и обаяния, сколько нет ни в одной актрисе всего мира. Для меня она вне конкуренции! И хотя мне всего лишь 23 года, могу сказать определённо: Любовь Петровна Орлова для меня идеал женственности, красоты, человечности. И я прихожу и буду приходить к ней на Новодевичье кладбище с букетом роз, чтобы хоть так выразить свою любовь и своё восхищение этой самой прекрасной женщиной на Земле.
2015-12-27 12:35:08
Её, Любовь Орлову, до сих пор никто не может превзойти, она воистину величайшая актриса мирового значения. Браво!!!
2015-03-27 16:22:07
Звезда!!! Спасибо, что была...
2015-03-25 20:36:05
Любовь Орлова – одна из миллионов талантливейших женщин, которых рождает русская земля. В отличие от многих именно ей суждено было занять определенное место в истории. Это просто судьба. Ее заслуги здесь процентов 10.
2015-03-23 21:39:53
Неподражаемая и блистательная, богиня советского (и не только) кино!!!
2013-02-27 11:25:49
Это мой кумир еще с детства. Таких как она в нашей стране единицы. После нее только Т. Макарова и Э. Быстрицкая. В них чувствуется порода и благородство. Этого не купишь и не приобретешь. Это дается вместе с жизнью.
2013-01-07 00:03:39
Любовь Орлова - это очаровательнейшая актриса. Она в лице созданных героев всегда была рядом со мной в молодости.
2012-12-30 01:21:06
Только по-хорошему можно позавидовать этой звездной паре - их любви и таланту. Жаль, что Орлова умерла от такого страшного заболевания.
2012-09-28 01:56:20
Мой муж вспоминает, как в детстве к ним домой приезжала Любовь Орлова. Несмотря на свою занятость она интересовалась о мальчике - негритенке из фильма "Цирк". Мальчик учился в Нахимовском училище в Риге, а отец моего мужа Кропачев Анатолий Яковлевич был воспитателем в училище после войны. Очень добрая, угощала шоколадными конфетами, вспоминает мой муж, тогда ему было 9 лет.
2012-09-10 01:29:41
Звезда Любови Орловой неугасима. Дело не только в ее гениальности как актрисы, но и в высокой общей культуре, культуре сердца. Почитайте биографии киноактрис. Очень и очень многие из них меняли мужей. Любовь Орлова навсегда оставалась верной своему избраннику. От нее исходит свет любви, неувядаемой молодости, жизнерадостности. А этот свет проникает в душу каждого человека. Пока существует кинематограф, люди будут восхищаться великой Любовью Орловой, а значит, звезда ее никогда не погаснет.
показать еще комментарии