Королёва Лидия Георгиевна

Биография Королёвой Лидии Георгиевны

21.01.1917, Москва – 18.10.1999, Москва.

Одаренный человек

Лидия Королева родилась 21 января 1917 года в Москве. Ее с детства влекла сцена: она с удовольствием разыгрывала кукольные представления из красивых раскладных театриков, которые приносил отец из детских магазинов. Отец был очень одаренным человеком. И где-то в 19—20-ых годах он организовал самодеятельный театр на Народной улице, на Таганке, у Москвы-реки, в подвале, который ему отдал купец Рябушинский. До 1922 года он работал у купцов Рябушинских в акционерном автомобильном обществе. Георгий Королев сам ставил, пел и декламировал в своем театре. После 23-го года, когда Рябушинские уехали в Париж, отец стал работать в организации «Экспортхлеб» главным бухгалтером, но театр не бросал.

Родители разошлись, троих же детей отец не забывал. По воскресеньям он брал их к себе, и они целый день проводили в Третьяковской галерее. Брат Лидии Георгиевны, Геннадий Георгиевич Королев, стал народным художником, профессором, академиком. Он вел кафедру живописи в Институте имени Сурикова.

Режиссерский факультет Эйзенштейна

По настоянию отца Лидия проучилась 10 лет, за что бесконечно ему благодарна. Старшая сестра была более образована технически. И по ее настоянию Лидия Королева поступила в МГУ на математический. Но только она перешла на второй курс, как в ноябре 1938 года Эйзенштейн объявил набор молодежи во ВГИК на режиссерский факультет по распоряжению правительства и лично товарища Жданова. Ему сказали, что хватит заниматься со стариками, давайте рождать свою, молодую советскую режиссуру. Дело в том, что Сергей Михайлович в те годы читал лекции и проводил семинары с уже известными режиссерами, такими как Разумный, Ромм, Пудовкин, Довженко, Донской, Савченко, Роу, а теперь вот было решено набрать молодые таланты.

Конкурс при поступлении был очень сложный, тяжелый. Во-первых, экзамены по специальности. Надо было написать и раскадровать отрывки на экране. Во–вторых, требования у Эйзенштейна к абитуриентам были огромными. К нему нельзя было прийти на экзамены, не зная живописи, музыки классической, легкой, кинематографической, все должны были знать все. Искусство, мода, спорт – все должны были быть готовы ко всему. Растерянные глаза, устремленные на Сергея Михайловича, сразу снижали отметку.

Что же касается его симпатий к студентам, то самым любимым учеником Сергея Михайловича стал Михаил Швейцер. Мэтр возлагал на него большие надежды и не ошибся. Швейцер стал известным и талантливым режиссером. К Королевой у мастера было особое отношение. Неизвестно, помнил ли он ее имя, так как величал ее только Кралевной. Входя в аудиторию, он неизменно спрашивал: «Кралевна здесь?» – «Здесь», – робко отвечала та. «Тогда начинаем!»

Параллельно велись занятия по актерскому мастерству, конечно же, по системе Станиславского в классе профессора Елизаветы Сергеевны Телешевой из МХАТа. На втором курсе уже делались отрывки в гриме, костюмах. Лидия Королева увлеклась актерской профессией, этюдами, хорошо сдавала экзамены.

Началась война. ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату. Эйзенштейн продолжал заниматься с остатками режиссерского курса, некоторые студенты ушли на фронт, некоторые остались в Москве. В конце 44-го в Москве Лидия Королева заканчивала ВГИК. На дипломный экзамен по актерскому мастерству пришел сам Сергей Михайлович и занял председательствующее кресло. «Где тут моя Кралевна? Я ее принимал, я ее и выпущу», – сказал он, посмотрел отрывок Чехова, снятый на пленку Кулешовым, поставил «5» и подписал диплом. Так Лидия Королева стала единственной актрисой кино с подписью Эйзенштейна в дипломе. «Если во мне есть что-то творческое, а оно, наверное, есть, то этим, прежде всего, я обязана ему», - всегда повторяла актриса.

Театр – студия киноактера

А дальше началась целая эпопея, связанная с поступлением в Театр-студию киноактера, не меньшая, чем поступление во ВГИК. В июне 1945 из восьми выпускников актерского факультета были приняты человек пять. А основная масса студийцев сидела без работы.

Под руководством Виктора Драгунского родилась «Синяя птичка», прообраз всех дальнейших театральных капустников. В «Синюю птичку» вошла свободная от производства, желающая заняться веселым творчеством молодежь, среднего возраста: Крючков, Андреев, Бернес, Алейников, Дружников. Открывался занавес, выскакивала Муся Виноградова в образе Синей птички – клювик на ней маленький, синенькая юбочка – и пела. Первый номер Драгунский предложил сам: проблема составов. Это номер был очень злободневный.

Надо отдать должное – потом в Театре киноактера продолжателем традиций «Синей птички» стал Геннадий Петров. Он автор, поэт и большой юморист. Лидия Королева тоже делала некоторые номера. Конечно, работа в Театре-студии киноактера заключалась не только в капустниках. Актриса много играла и драматические роли. Конечно же, в основном, характерные, комедийные.

В первом своем спектакле «Старые друзья» Малюгина, который ставил Лев Рудник, она играла комедийный образ санитарки Дуси Рязановой. После - экономку в «Детях Ванюшина». Затем Дикий ставил «Бедность не порок» и пригласил актрису на Анну Ивановну, вдовушку.

Драмтеатр в Постдаме

А потом Плотников собрался в Потсдам, в группу советских войск, в драмтеатр, и Лидия Королева на три года уехала в Германию. Там довелось играть много. Из тринадцати ролей – семь главных. «Суворов», «Миссурийский вальс», «Свои люди, сочтемся», «Год 19-й», «Тридцать сребреников»...

В «Слуге двух господ» Смеральдину играла, в «На бойком месте» – Евгению, в грузинской пьесе «Стрекоза» с танцами и плясками пела басом. Потом была очень хорошая пьеса «Жизнь начинается снова» о том, как нашим в послевоенной Германии немцы всякие диверсии устраивали. Актриса играла там отрицательную роль – артистку Эльзу Буш.

Кино. Начало

Впервые Лидия Королева снялась во время войны в боевом киносборнике. Козинцев и Трауберг сделали сюжет «Юный Фриц» в главной роли с Жаровым. А Королева играла начальницу женского отделения гестапо, невесту Фрица. Ей нарисовали огромный синяк под глазом, затянули картуз ремнем, и они с Жаровым танцевали что-то типа вальса.

После войны актриса стала сниматься еще больше - «Убийство на улице Данте», «Две жизни», «Полюшко-поле». Лидия Королёва стала любимой актрисой талантливых режиссеров.

Югославский режиссер Слободан Косовалич не представлял без Королёвой ни одной своей работы. У него актриса снялась в фильмах «В старом автобусе», «Посейдон спешит на помощь», «В ожидании чуда». «Лучше роли, чем в изумительной новелле «Старый автобус» я ничего не сыграла», - вспоминала актриса. Ее героиню звали тетей Машей, она торговала ягодами и весь фильм – час в автобусе – была на первом сидении. А дальше – замечательные актеры: Жеваго, Владимир Самойлов, Пицек, Буткевич, Дорофеев, Николай Горлов, Рязанова. И вот они все в одном автобусе, и у каждого свой характер, свои претензии.

Александр Роу

Сказочник Александр Роу оказался единственным, кто предложил ей большую, интересную роль. Вообще–то с Роу у Лидии Королевой было связано много хороших воспоминаний. И человек он был с большой буквы.

А знакомство с ним произошло как всегда для актрисы невезуче. Роу снимал «Вечера на хуторе близ Диканьки» и на роль Бабы с фиолетовым носом, которая ругается с соседками, хотел пригласить актрису Рюмину из Ленкома. Сидели они где-то в снегах, в Мурманске. А Рюминой в Москве не оказалось и на запрос Роу из актерского отдела «высылали Королеву из штата, такую же острохарактерную и темпераментную».

Роу возмущался: «Не надо мне никакую Королеву! Что вы мне все портите?! Мы же в экспедиции!» А наутро – встреча с Роу. Режиссер важно развалился в кресле, бросил на Королеву недоверчивый взгляд и говорит: «Ну, что вы там нарепетировали?» Артистка вышла и сбацала всю сцену как надо. Пауза. Роу: «Ну-ка, еще раз!» Повтор. Тогда Роу поворачивается к группе и заявляет: «Ну и какая б... сказала мне, что она с текстом не умеет работать?!»

Поцеловал Королевой руку и назначил на утро съемку. С тех пор Артурыч приглашал ее почти на все свои сказки. Актриса сыграла Прасковью в фильме «Варвара-краса, длинная коса», Царицу в сказке «Огонь, вода и... медные трубы», придворную даму со счетами в сказке «Королевство кривых зеркал».

Михаил Ромм

А вот Михаил Ромм – личность иная. Иной интеллект, иной характер, иной жанр. У него была какая-то академичность в хорошем смысле слова. Когда снимали сцену свадьбы в картине «Убийство на улице Данте», он тоже никому ничего не объяснял, но долго репетировал. Королева уже начала волноваться. Может, дело было и не в ней? А режиссер как заорет: «Зачем вы изуродовали героиню?! Снимайте с нее весь грим, и только немного припудрите! Она и так острохарактерная!» Оказывается, он все это время присматривался именно к носу Королевой.

Лидию Королеву часто приглашали на эпизодические роли. Знали - вытянет. И она в очередной раз создавала характерный образ. Жена работчего в комедии «Серая болезнь», прачка в приключенческом фильме «Достояние Республики», тетя с уткой в комедии «Кувырок через голову»...

Много Лидия Королева работала с Исааком Магитоном. Высокий профессионал, снимавший массу «Ералашей», «Фитилей». Актриса снималась и там, и там, а также в «Фантазерах», и в других его фильмах. Но вот последнюю работу с ним так и не видела. Это был детектив «Пять похищенных монахов», где героиню Королевой звали бабушка Волк.

В 1990 году Лидия Королева снялась в фильме «Комитет Аркадия Фомича». Это была дипломная работа вгиковца Александра Сорокина, и ее уговорила поучаствовать в ней одна знакомая актриса. Когда Королева прочитала сценарий и посмотрела на группу, то решила, что слушать никого не будет, а будет делать все сама. Действие фильма разворачивалось в Доме ветеранов КГБ, жильцы которого существовали по своим законам и порядкам, как бы при старом режиме. Руководителем и вдохновителем всех их деяний и являлся этот самый Аркадий Фомич, которого играл Шутов. Фильм не получился. И актрисе было не столь жалко его создателей и саму затею, сколь жалко образ Шутова, вполне трагическую фигуру...

Всегда что – то писала

Лидия Королева всегда что-то писала: эстрадные монологи, эпиграммы, сценки, стихи... Иногда ее даже печатали. Конечно же, если бы актриса была более настойчивой и занималась пробиванием, к ней, пожалуй, обращались бы чаще. Однажды ее текст, посвященный Клавдии Ивановне Шульженко, взял Ян Френкель, ему понравилось. Но музыку написать не успел. Но чаще к актрисе обращались актеры. Один из монологов взяли в театр Райкина, а однажды с просьбой написать для него обратился Савелий Крамаров. Правда, Лидия Королева посмотрела на его выступление из зала и поняла, что писать для него бесполезно – только он появляется на сцене, начинается смех и уже никто не слушает, что он там говорит.

Выступала Лидия Королева со своими номерами в концертах «Товарищ кино». Это были жизненные зарисовки на различные бытовые темы. Обычно Лидия Королева завершала первое отделение номером «Шла мимо и зашла» в образе тетки с улицы. Принимали этот образ «на ура» – все проблемы, фразочки, все было взято из жизни и так знакомо зрителям, что актриса вмиг становилась «своей». Со временем это талантливое шоу превратилось в обычный концерт, где шла борьба между народными артистами за право выступить тогда, когда им удобнее. Королеву они не сразу восприняли. Был даже случай, когда к Руднику пришла Зинаида Кириенко, стукнула кулаком по столу и заявила: «Какая-то Королева выступает, а мне места нет!» Рудник тогда сказал: «Зина, успокойся, на фоне десяти народных СССР надо и какой-то материал выдать».

Острохарактерный голос

Многое в жизни Лидии Королевой связано с голосом. Он у нее, как и она, острохарактерный. Кто-то заметил, не мужской, но и не женский. В фильме «Мой нежно любимый детектив» Королева играла Даму в тумане. Причем ни разу не появляясь в кадре. Вячеслав Невинный спрашивал у нее, как пройти на Бейкер-стрит, и она объясняла, а он благодарил: «Спасибо, сэр». Актриса отвечала: «Пожалуйста, но вообще-то я леди». В жизни, конечно, таких ситуаций с Королевой не происходило, а вот в кино – сколько угодно.

Часто актрису вызывали на какой-нибудь мультипликационный образ, на какие-то острые, неординарные голосовые данные: все коровы были ее, какие-то рыбины, крысы, изображала дикий хохот или грубый плач. А самой первой встречей Лидии Королевой с мультипликацией был фильм «Федя Зайцев».

Дублирование

После этого какое-то время у актрисы было затишье, зато началась работа по дублированию зарубежных фильмов. Как-то из Франции пришла картина «Собор Парижской Богоматери». Там Королева озвучивала карлика – помощника главного героя. Потом знакомые звонили и говорили: «Здорово! Не мужчина и не женщина!» Прошло десять лет. К этому же режиссеру попадает французская картина «Капитан» с Жаном Маре. И тот же карлик играет большую роль – кого-то травит, интригует. Алексеев восклицает: «О! Это тот же карлик, игравший в „Соборе Парижской Богоматери“! А кто у нас, его тогда дублировал? Кажется, Королева». Ассистентка, правда, засомневалась: «Она же состарилась». – «Но и карлик тоже!»

А однажды актрисе пришлось озвучить и нашего актера. Случилось это на Студии Горького. Режиссер Геннадий Васильев снимал «Новые приключения капитана Врунгеля». Надо было озвучить Крамарова. Ничего себе! Всего в одной сцене.

Так вот нужен был какой-то особый крик, переходящий с баса на визг. Лидия Королева попыталась раз-другой, и вроде получилось. А еще надо было озвучить... гору! В этом же эпизоде, когда все взрывается, бурлит и гремит, должна хохотать гора. Она хохочет, хохочет, переходит на стон и затихает... Вообще актрисе не приходилось ломать голос. Она знала его особенности, и он как-то сам ложился на все ее роли. Она не форсировала, но понимала, где можно мягче, где лиричнее, где грубее. Старалась не нажимать на эксцентрику.

Достаточно было дружбы

Конечно же, Лидии Королевой можно было взять диплом, потрясти им перед чьим-нибудь носом, и, наверное, она добилась бы звания... Но она была не такая. Ей достаточно было того, что она дружила с актерами, режиссерами. Вячеслав Тихонов выбил для нее категорию, а Борис Андреев помог поставить телефон. Много лет рядом с ней был Николай Крючков, и когда он приехал к ней на новоселье в Текстильщики, выходя из машины, прохрипел: «Полковник, ты никак в Челябинск переехала?!» Еще со студенческой скамьи дружила с Мусей Виноградовой, с Верой Алтайской, Людмилой Семеновой. В последние годы перезванивалась с Шурой Даниловой да с Галей Васьковой.

Личная жизнь

Замужем Лидия Королева была дважды. Первый раз – за однокурсником Павлом Ульяновским. Они познакомились и поженились во ВГИКе. Павел был статным, видным, чем-то на Охлопкова похож. По глупости он не продлил в военкомате бронь и был призван в армию в период финской войны, попал в школу командиров в Коврове. Командовал ротой, он погиб.

Со вторым мужем, Борисом Беляковым, она познакомилась в Алма-Ате. Он поступал на курс Бибикова. Очень красивый был мужчина, но флегматичный. При всех данных актер – не его профессия. У них родилась дочь Лена. В 1958 году супруги расстались, после он стал режиссером на телевидении.

Дочь закончила Гнесинское училище. Она талантливый концертмейстер, педагог по фортепиано. В 90-м году Лена уехала по вызову в Германию. Живет и работает в Бонне, у нее очень много учеников, приезжают даже из Кёльна за консультациями и уроками.

Свое восьмидесятилетие Лидия Георгиевна встретила в больнице. Врачи провели сложнейшую операцию и рекомендовали ей запомнить эту дату: «Считайте, что вы родились дважды. После такой операции шансов выжить мало». Тем, что актриса выжила она обязана, прежде всего, своему внуку и подруге – актрисе Галине Васьковой.

Знаменитый Хрюша приехал в гости к старой актрисе, чтобы поздравить ее с юбилеем. За несколько дней до операции она снималась в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!». Лидия Георгиевна благополучно вернулась домой, но с каждым днем ей становилось хуже. В 1999 году она практически не вставала. Тем не менее, оптимизм и надежда не покидали ее. Лидия Георгиевна ни разу не заговаривала о смерти и обещала друзьям, что обязательно встанет. При этом она испытывала нечеловеческие боли.

Лидии Королевой не стало 18 октября. Ни Союз кинематографистов, ни другие организации никак не откликнулись на ее уход из жизни...

Главное – выстоять

Лидия Георгиевна Королева – из тех редких актеров, которые любили не себя в искусстве, а искусство в себе. Она не вела учет своих ролей и эпизодов, не коллекционировала свои фотографии и рецензии, не заводила «нужных» знакомств. Ей достаточно было небольшого, но весьма близкого и дорогого окружения. Теплые отношения связывали актрису с художниками, друзьями покойного брата – к ним в компанию было ходить куда интереснее, чем на «светские тусовки» в Дом кино. Она сделала в искусстве совсем немного. Когда-то Сергей Апполинариевич Герасимов с высокой трибуны сказал: «Вот если бы все актеры на встречах со зрителями работали так, как Лида Королева...» Но ведь не пойдешь даже после таких лестных слов к мэтру с просьбой дать роль. Жизнь актера зависима и часто несправедлива. Но если человек выбирает эту жизнь – Бог ему в помощь. Главное – выстоять и перед огнем, и перед «медными трубами».

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки