Гундарева Наталья Георгиевна

Биография Гундаревой Натальи Георгиевны

Гундарева Наталья Георгиевна (28.08.1948, Москва – 15.05.2005, Москва) – отечественная киноактриса, актриса театра.

Детство

Наталья родилась в Москве. Ее родители – Елена Михайловна и Георгий Макарович – были инженерами-строителями. Являясь горячими поклонниками МХАТа, они привили любовь к театру и дочери. Елена Михайловна участвовала в театральной самодеятельности своего института, играла в постановках, читала, пела. Нередко на репетиции и на спектакли она приводила и Наталью. А первое посещение профессионального театра (спектакль МХАТа «Синяя птица») запомнился Наташе как нечто волшебное, праздничное: «Я не знала – ступать ли мне по полу в театре или летать».

Интерес к театру подогревала и школа. Особенно девочке нравилось читать пьесы по ролям на уроках литературы, а после занятий заниматься в различных кружках в районном Доме пионеров – драматическом, чтецком, пения. В 8-м классе Наталья Гундарева записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, где впервые вышла на сцену в роли мамы в спектакле «Дикая собака Динго». «Такое времяпрепровождение мне нравилось больше, чем ходить на танцплощадку, – вспоминала Наталья Георгиевна. – Может быть, я губила в себе какие-то комплексы, потому что фактура у меня не самая подходящая для актрисы. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я полная, рыхлая, себя стеснялась».

Свои комплексы девочка подавляла и другими способами. Она со своим ростом и комплекцией поступила в баскетбольную секцию спортивной школы! А когда в школе организовали лыжный поход, то Наталья, которая никогда не стояла на лыжах, пошла вместе со всеми и к тому же без шапки, чтобы доказать свою морозоустойчивость. Такими способами юная Наталья доказывала себе и окружающим, что и в такой плоти, которая многим казалась несовершенной, важен дух.

Поворот в судьбе

Несмотря на свою любовь к театру актрисой Наталья становиться не собиралась. Ей казалось, что это обычное детское увлечение. По примеру матери она готовилась стать инженером-строителем. В 1964 году после 10-го класса Наталья перешла в вечернюю школу и поступила чертежницей в конструкторское бюро, занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. За два года работы она стала помощником главного инженера проекта.

В 1967 году Гундарева поступила на подготовительные курсы Московского инженерно-строительного института и уже начала успешно сдавать вступительные экзамены, как вдруг… Неожиданно для окружающих она решилась бросить все и попытать счастья в театральном. Благо, что мама в то время уехала в отпуск. Наталья подала документы в Щукинское училище, успешно сдала экзамены и была зачислена на курс, которым предстояло руководить Ю.В. Катину-Ярцеву. Кстати, мир узнал артистку Гундареву благодаря Павлову Виктору Павловичу, легендарному советскому деятелю театра и кино. В глубокой юности он был хорошим другом Наташи. Именно он и разглядел в ней необыкновенный талант и посоветовал попробовать свои силы на большой сцене. Если бы не Виктор Павлов, то, вполне возможно, Наталья Гундарева на протяжении всей своей жизни была бы просто отличным инженером.

«Это был лицей. Вольница в хорошем смысле слова», – вспоминала впоследствии актриса. Наблюдательность, цепкая зрительная память и целенаправленная фантазия с первых студенческих проб стали важным профессиональным качеством Гундаревой. И еще одно свойство четко проявилось тогда же – трезвое, даже критическое отношение к самой себе и стремление преодолеть собственные слабости и недостатки.

Театр

По окончании в 1971 году училища Наталье Гундаревой предстояло определиться с театром. На нее подали заявки сразу несколько крупных театров столицы. Гундарева остановила свой выбор на театре имени Вл. Маяковского, которому оставалась верна до конца своих дней.

Первые три года она играла в основном вводы в спектакли текущего репертуара. Первой значительной работой актрисы в театре, о которой заговорили зрители и критики, стала роль Липочки в пьесе «Банкрот» по пьесе А.Н. Островского (1974).

Затем был спектакль «Бег» М.А. Булгакова, где Гундарева сыграла «походную жену генерала Чарноты» Люську, найдя для своей героини новые краски, сделавшие Люську одной из главных героинь спектакля. Непревзойденной вершиной в Театре имени Маяковского стала роль Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» (1979).

О том, какой Гундарева была в работе, вспоминала Светлана Немоляева: «Мы были партнершами, много играли, я просто очень ее любила. Конечно, она была человеком творческим, сложным, но в то же время очень контактным, ироничным и смешливым. Бывала, конечно, раздражена, но никогда не бывала злой. При этом Наташа была очень ответственной. Нам еще поэтому было легко общаться: я тоже убеждена, что без ответственности в театре невозможно. Наташа всегда приходила в театр рано, очень серьезно готовилась к спектаклю, спускалась на сцену раньше других актеров и, стоя за кулисами, слушала шум зала».

Личная жизнь

В 1973 году Наталья познакомилась с режиссером Леонидом Ефимовичем Хейфецем. Несмотря на четырнадцатилетнюю разницу в возрасте (а по тем временам такой разрыв считался просто неприличным), Наталья и Леонид поженились, причем довольно быстро. Их брак продлился шесть лет. После развода Наталья Георгиевна говорила, что они расстались из-за работы – в один момент актриса устала разрываться между семейными обязанностями и карьерой и решила отказаться от чего-то одного. И работа оказалась для нее гораздо важнее.

В 1979 году в жизни Гундаревой появился новый мужчина – молодой и привлекательный актер Виктор Викторович Корешков. Влюбленные очень быстро зарегистрировали свои романтические отношения и так же быстро прекратили их.

О своих первых двух попытках обрести семейное счастье Наталья Георгиевна не любила вспоминать. А вот третий ее брак... В 1986 года Наталья Гундарева была замужем за актером театра имени Вл. Маяковского Михаилом Филипповым.

О своем муже актриса рассказывала: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж – человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Мне же Бог не дал такого остроумия и я в основном была просто исполнителем. Но мне нравилось принимать во всем этом участие. Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе. Единственное, из-за чего у нас возникают недоразумения – это несходство ритмов жизни. Правда, теперь я стала спокойней. Раньше, бывало, тороплю: «Ну, давай, быстрей…». В ответ слышу: «Наташа, у нас еще целых 15 минут». Все. Инцидент исчерпан. У мужа есть сын от первого брака, общих детей у нас нет. Когда муж – артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допоздна. Мой муж мне не критик, а друг… Он знает, если что-то не так – сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я – в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Бывает обидно, что режиссеры, с которыми он работал, не всегда могли разглядеть, почувствовать и реализовать его возможности. Ну что ж, остается надеяться, что это произойдет в другой раз. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».

Детей у Натальи Гундаревой так и не было. Почему? Сама актриса на этот вопрос отвечала: «Я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия. Театр мне их заменяет».

Кино. 70-е годы

В кино Наталья Гундарева начала сниматься еще с 1966 года. Но настоящим дебютом актрисы принято считать 1972 год, когда она сыграла главную роль в деревенской мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» даже пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, как, например, деревенскую девушку Наташу Гундареву.

Затем последовали такие широко известные работы, как Дуся в мелодраме Андрея Смирнова «Осень» (1975), Тася в драме Николая Губенко «Подранки» (1976), наконец, Аня Доброхотова в мелодраме Владимира Фетина «Сладкая женщина» (1977). Последняя роль потребовала от актрисы немалого опыта – Гундарева сыграла трех разных женщин, три разных судьбы, через которые ее героиня приходит к себе самой. Фильм вызвал широкий резонанс в обществе и целый поток откликов, в которых высоко оценивалась роль актрисы, создавшей столь жизненно достоверный и неоднозначный образ. Неслучайно в 1977 году по опросу журнала «Советский экран» Наталья Гундарева впервые была признана лучшей актрисой года.

В конце 70-х Гундарева сыграла еще несколько замечательных ролей. Так, в мелодраме Валентина Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова» она предстала в образе буйной, увлекающейся, но в то же время в глубине души доброй и чуткой Кати Никаноровой. В 1979 году Гундарева сыграла Нину в трагикомедии Георгия Данелии «Осенний марафон». За исполнение этой роли актрисе была присуждена премия имени братьев Васильевых.

80-90-е

К началу 80-х Наталья Гундарева уже была очень популярной и всенародно любимой актрисой. В каждой своей роли, будь она даже небольшой, как, например, Жужу в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», Гундарева проявляла свое незаурядное мастерство. Кто не помнит ее песню, исполненную в этой картине вместе с Садальским «Сердца томная забота»!

А уж в главных ролях и подавно было, где развернуться таланту неординарной актрисы! Сваха Вера из лирической комедии «Одиноким предоставляется общежитие», директор детдома Александра Ивановна Ванеева из телеспектакля «Хозяйка детского дома», певица Мельникова в трагикомедии «Зимний вечер в Гаграх» – эти и многие другие роли актрисы стали горячо любимыми телезрителями.

В середине 80-х Наталья Гундарева попала в аварию. Месяца три она не могла играть, даже не поехала с театром на гастроли. И тут пришло приглашение с Одесской киностудии на роль в фильме «Подвиг Одессы». Наталья Гундарева вспоминала: «Я им говорю: «А как же я буду играть?». А они мне в ответ: «У нас время военное, нам все равно, что у Вас на лице», чем вселили в меня надежду».

Актриса вернулась и вновь порадовала своих поклонников новыми работами. В трагикомедии «Аэлита, не приставай к мужчинам» она сыграла простодушную женщину с космическим именем Аэлита, готовую прямо сказать даже знаменитому киноактеру Бельмондо: «Вы мне нравитесь!».

Затем последовали роли в детективе «Две стрелы», комедии «Чокнутые», трагикомедии «Небеса обетованные»… В знаменитой картине «Виват, гардемарины!» она сыграла императрицу Елизавету.

Трагедия

В начале 2001 года Наталья Гундарева перенесла инсульт и с тех пор находилась на лечении. Все это время все и ее коллеги, и многочисленные поклонники ждали ее возвращения, ждали, что все обойдется. Не обошлось… Осенью 2004 года Наталье Георгиевне резко стало хуже, а 15 мая 2005 года она ушла из жизни... 18 мая того же года актрису похоронили на Троекуровском кладбище (г. Москва).

Награды и премии

Народная артистка России (1986).

Лучшая актриса 1977, 1981, 1984 годов – по результатам опросов журнала «Советский экран».

Лауреат премии Ленинского комсомола (1978).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980, за участие в фильме «Осенний марафон»).

Лауреат Государственной премии СССР (1984, за театральную работу).

Лауреат премии Москвы (1994, за участие в спектакле «Жертва века»).

Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1996).

Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир» (1999, за актерскую работу в спектакле «Любовный напиток»).

Лауреат премии МКФ «Восток-Запад» в Баку за лучший женский образ (2000).

Лауреат премии им. Станиславского за вклад в театральное искусство (2001).

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2002).

Приз на IХ Международном кинофестивале в Болгарии (1981).

Приз Союза кинематографистов России «Ника» (1990).

Приз «Алмазный венец» Всероссийского фестиваля «Созвездие» (1990).

Приз на Международном кинофестивале в Монреале за лучшую женскую роль (1990).

Приз «Золотой Орел» за лучшую женскую роль в картине «Ростов-папа» (2002).

Награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2015-05-12 17:11:37
Замечательная актриса. Но в биографии много противоречий. Моя фамилия Гундоров. Когда-то в середине 70-х годов мне в руки попалась "Большая советская энциклопедия", в которой я прочитал – Гундарева Наталья Егоровна. В следующем году, а "Большая советская энциклопедия" переиздавалась ежегодно, было уже записано – Гундарева Наталья Георгиевна. Здесь же записано, что её мама была Еленой. Зная о том, что Гундарева Наташа родом из Гундоровых и отец её из деревни Коренёвка Одоевского района Тульской области (что в 2,5 км от деревни Пришня-Шевелёвка, или до 1929 года Шевелёвка, с приходом в селе Левенское, что в 3-х км от деревни Пришня-Шевелёвка). И разница в том, что её маму звали Екатерина или, как говорил мой отец, – Катя. А насчёт её отца: в крещении был назван Юрием и отец говорил мне, что имена Юрий и Егор равнозначны по старым обычаям и что он, вероятно, крестился в церкви села Ивицы (что приблизительно в 4,5 км от деревни Коренёвка села Ивицы, в царские времена оно было волостным селом). По рассказу моего отца, когда Екатерина и Егор поженились, то был слух, что Егор избивал Екатерину, и она уехала в Ставрополь. Затем они вновь встретились в Москве, уже, вероятно, с родившейся Натальей. Но, вероятно, совместная жизнь её родителей не сложилась, хотя материально Егор поддерживал семью. Что касается разности двух букв в фамилии, то для данной фамилии не имеет значения. После того. как наш предок Панкрат Андреевич был сослан Николаем I в 1825 году за растрату казённых денег (наговор) в деревню Шевелёвка, то местные дьяки стали писать Гундаров, а чтобы скрыть дворянское происхождение, в советские времена стали исправлять букву "о" на букву "е". Так получились фамилии Гундоров-Гундаров-Гундарев, и все произошли от Панкрата Гундорова и так назад до 37-го колена. Многие из округи встречались с Натальей Гундаревой при посещении ей малой родины матери и отца в 1968-69 г.г. Я же в это время находился в армии.
Я рассказал только часть не совпадений в биографии Натальи. Приглашаю посетить д. Пришню-Шевелёвку и в гости.
2015-02-11 11:57:59
2013-08-25 22:59:14
Люблю, очень люблю, могу смотреть на ее фото бесконечно, снова и снова. Она неповторимая. Никто ее место в нише дарований не займет.
Почему все так? Красота особенная.
Только просмотрела вечер памяти по "Культуре". Музыка подобрана хорошо, особенно Рахманинов, как будто создавал "Вокализ", плача о ней.
2012-12-10 06:16:01
Низкий поклон прекрасной актрисе.
2011-07-08 07:30:05
Спасибо за хорошую, добрую статью про любимую актрису. Вечная ей память.