Цой Виктор Робертович

Биография Цоя Виктора Робертовича

Детство

Виктор Цой родился в Ленинграде 21 июня 1962 года в необычной семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Родители настолько были разные люди, что было вообще непонятно, как они жили вместе. Братьев и сестер у Виктора не было. Он был русским наполовину: мать русская, коренная ленинградка, а отец - кореец, родом из Казахстана, по-русски говорил довольно плохо. В семье было правило: один день готовила мама, а другой день готовил отец, причем готовил с какими-то непонятными корейскими заморочками. Каждую субботу и воскресение в доме собирались друзья в большой комнате. Хозяйка дома шикарно накрывала на стол. И лилось море водки, велись политические беседы… Цой немножко посмеивался над своими родителями и очень их любил.

Мать Виктора не раз слышала о том, что при смешивании кровей разных народов часто рождаются талантливые люди. Поначалу, правда, ее сын особыми талантами не отличался: рос и развивался, как и все дети. Мальчик учился в школе, где работала его мама, так сказать под постоянным присмотром. Всего за время обучения до восьмого класса он сменил вместе с матерью три школы. Одновременно посещал художественную школу, где и возникла группа "Палата № 6" во главе с Максимом Пашковым.

В своей тесной ленинградской квартире Цой подростком перечитал "вагон романтических книг". Через подпольные каналы доставал "дефицитные" и запретные альбомы и записи "The Beatles", "Genesis", Игги Поп, "Rolling Stones", панк-рока, new wave. Тогда же Цой начал писать свои первые стихи и сочинять к ним музыку.

"Кино"

Получив восьмилетнее образование, Цой поступил в художественное училище им. В.Серова. Но быстро был исключен за неуспеваемость. Виктора Цоя такой поворот в его судьбе, правда, не очень расстроил. Он решил стать специалистом - резчиком по дереву. В это же время вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским музыкант создал группу "Кино". И тут же везение: первый электрический концерт группы в Ленинградском рок-клубе совместно с музыкантами Бориса Гребенщикова "Аквариум".

Осенью 1983 года, уклоняясь от службы в армии, Виктор Цой лёг на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, где провёл полтора месяца. Цой избегал службы в армии, потому что, будучи человеком творчески независимым и ментально свободным, наслушавшись Джона Леннона, "Doors", "Pink Floyd", почитав журнал "Rolling Stones", романтическую литературу и классику, потусовавшись среди ленинградских битников, хиппарей и панков - он не представлял, что может маршировать, стрелять во что-то, или в кого-то, выполнять чьи-то приказы. Тем более, что верил он, прежде всего, в силу рок-музыки и маму-анархию, предпочитал не стрелять из автомата, а играть на электрогитаре, носить не каску и бронежилет, а джинсы и кожаную куртку, украшенную клепками и английскими булавками. Цой избегал армейского призыва с помощью различных ПТУ, где он и скрывался до 21 года.

А затем его все-таки раскусил военкомат и Виктор Цой, по совету друзей, направляется прямиком в… психиатрическую больницу. Там он проводит вместо двух недель - шесть. После пребывания в клинике у него действительно чуть не "поехала крыша" из-за государственных методов лечения психических аномалий и старания одного доктора, которому "пациент Цой" не понравился своей задумчивостью и невозмутимым молчанием. Выписавшись из "психушки", Цой имеет справку из этого учреждения, которая гарантирует ему освобождение от призыва в вооруженные силы СССР, как законному "психу", которому армейская служба противопоказана.

Спустя несколько лет Цой напишет песню "Муравейник", где есть строчки "и я не знаю каков процент сумасшедших на данный час… Но если верить глазам и ушам больше в несколько раз". Наверняка эти веселенькие слова навеяла Цою память о его невеселом пребывании в психиатрической больнице №2 города Ленинграда. После выписки из клиники и получения "белого билета" он пишет песню "Транквилизатор":

Я начинаю свой путь к остановке трамвая,
Я закрываю свой зонт, я - экспериментатор,
Вот приезжает трамвай, он гремит, удаляясь,
Я направляюсь домой, я улыбаюсь…


Весной 1984 года группа "Кино" выступала на 2-м фестивале рок-клуба и стала Лауреатом рок-фестиваля, а песня "Я объявляю свой дом безъядерной зоной", открывшая фестиваль, была признана лучшей антивоенной песней фестиваля. Летом 1984 года в студии "Антроп" Андрея Тропилло начинает писаться "Начальник Камчатки", к записи которого, кроме Виктора приложили свою руку БГ и Сергей Курехин.

Еще в 1982 году, после легендарной восьмиклассницы Цой познакомился с художницей Марианной Родованской. Она была старше Виктора, из-за чего первое время Цой переживал и комплексовал, тем более, в отличие от Марианны, Виктор получал гроши. Вместе с Марианной Цой проживет несколько лет. Будут зимой и летом гулять по улочкам Ленинграда, ютиться в коммунальной квартире у Майка Науменко, ездить с семьей Гребенщиковых - Борисом и Людмилой на пляж, там они будут купаться голышом, петь, пить и еще раз петь…. Вдвоем, и опять же "автостопом" на поезде, они будут добираться до солнечного Крыма. В поезде двух "зайцев" из ленинградского андеграунда найдут проводники. Но к счастью Виктора и Марианны это были проводники-студенты, которые слышали полуподпольные записи "Кино". До самого Крыма Цой будет петь свои песни пассажирам и проводникам. На побережье Черного моря Цой не сможет разговаривать из-за сорванного в поезде голоса…

Я вижу, как волны смывают следы на песке,
Я слышу, как ветер поет свою странную песню,
Я слышу, как струны деревьев играют ее,
Музыку волн, музыку ветра.


Эту песню Цой написал как раз об этом времени, когда они целыми днями плескались в море, загорали под щедрым крымским солнцем, порой засыпали прямо на пляже. Деньги быстро подошли к концу, но для молодых и неформальных - это вовсе не проблема. Они ловили рыбу, жарили ее на костре, вылавливали бутылки и сдавали, чтобы получить хоть какие-нибудь копейки. Вернувшись в Ленинград, они поженились, на свадьбу пришел весь "бомонд" ленинградского андеграунда - Гребенщиков, Науменко, Титов, Каспарян, Гурьянов…. 26 июля 1985 года у Виктора и Марианны родился сын Саша.

Саша очень любит книги про героев и про месть,
Саша хочет быть героем, но а он такой и есть…


Когда Марианна серьезно заболела, Цой один ухаживал за сыном, стирал пеленки, бегал подрабатывать, а ночью наигрывал на гитаре: "Все не так и все не то, когда твоя девушка больна".

Весной 1985 года на 3-м фестивале рок-клуба "Кино" заработали ещё одно звание лауреата, и засели в студию к А. Тропилло писать "Ночь", процесс записи затянулся из-за желания создать новую музыку с новыми приёмами игры. Альбом никак не получался, Виктор бросил "Ночь" недоделанной и в студии Лёши Вишни занялся записью альбома "Это не любовь", который получился всего за неделю с небольшим. К осени "Это не любовь" была сведена и удачно разошлась по стране, а в январе 1986 года вышла "Ночь", среди песен которой были известные "Мама-анархия" и "Видели ночь" ("переделка" песни The Cure "Boys Don't Cry"). Параллельно с выходом пластинки растёт популярность Виктора Цоя, а в феврале на 4-м фестивале рок-клуба "Кино" получает диплом за лучшие тексты.

Летом все участники группы уезжают в Киев на съёмки фильма "Конец каникул" (1986), а чуть позже дают совместный концерт с "Аквариумом" и "Алисой" в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит "Красная волна".

Для того чтобы не числиться "тунеядцем" и "идеологическим диверсантом", а также иметь хоть какие-то деньги Виктор Цой поменял множество работ никоим образом не связанных со сферой эстетической. Выступления в ленинградском рок-клубе денег не приносили, так называемые "квартирные концерты" также на роль заработка не тянули, даже приглашения в Москву, Киев, Свердловск, как правило, ограничивались "гонораром", который покрывал лишь цену на билеты. Поэтому Цою приходилось работать и спасателем на пляже, и уборщиком в общественной бане, после чего из-за высоких температур у него "барахлило" сердце, и резчиком по дереву, и даже реставратором лепных потолков в старинных дворцах. Иногда Виктор Цой откладывал гитару, вспоминал свою детскую мечту о судьбе художника, брался за кисть и гуашью писал портреты западных рок-музыкантов и киноактеров. Портреты либо украшали квартиры друзей, либо продавались за 5 рублей на ближайшем рынке, а деньги уходили на вино или откладывались на покупку музыкальных инструментов. Портреты раскупались быстро, Цой рисовал талантливо.

После череды разнообразных работ Цой осенью 1986 года решает идти в котельную кочегаром. Для ленинградских рокеров это было место традиционное, т.к. в котельной они освобождались от постоянных нападок администрации по поводу одежды, причесок, образа жизни. В творчестве группы "Кино" есть песня о Камчатке, веселая и психоделичная, но цоевская "Камчатка" - это не географический объект на карте СССР, а одна из котельных Ленинграда, которая прославилась не качеством отопления района, а количеством творческих людей, которые работали здесь кочегарами и зольщиками, самый известный из которых Виктор Цой. Он воспел эту котельную, ее атмосферу и обитателей. Помимо работы кочегаром Цой писал здесь свои песни, устраивал с друзьями концерты, пел вместе с Александром Башлачевым. Сегодня "Камчатка" (ул. Блохина, 15) превратилась в место паломничества для поклонников рока, группы "Кино" и Виктора Цоя.

Это странное место - "Камчатка",
Это сладкое слово - "Камчатка"...


Кино

Летом 1986 года Виктор Цой принимает участие в съемках фильма "Йа-хха!" и тут же в Киеве участвует в музыкальном создании "Конца каникул".

Режиссер Алексей Учитель пригласил композитора для участия в своем фильме "Рок". В ключевом эпизоде картины рок-звезда сетует, что не знает, нужно ли кому-нибудь то, что он пишет. Да и в жизни для Цоя, как могло показаться, важнее было то, что он в своей кочегарке "Камчатка" кидает уголь и точно знает, что людям от этого тепло. А песни… он просто не мог их не петь, но он не был уверен, что они кому-нибудь нужны…

В конце декабря 1986 года режиссер Сергей Соловьев решил ухватить хаос времени, мешанину "старого" и "нового" и показать это в фильме "АССА" с простеньким сюжетом, придуманным совсем молодым сценаристом Ливневым. Жанр мелодрамы пришелся впору, ибо послужил задаче освобождения, размораживания чувств.

Молодежь упорно искала кумиров и рукоплескала бардам. Толпа молодых людей ревела, приветствовала выступление Виктора Цоя. Горели спички, вырывая из темноты восторженные лица. Звучали слова: "Перемен, мы ждем, перемен". В этой финальной точке фильма достигла абсолютной точности режиссерская мысль, в которой затаилось предчувствие, ожидание и надежда на что-то светлое и большое.

В фильме Рашида Нугманова "Игла" Виктор Цой , уже ставший к тому времени легендарным, сыграл главную роль Моро. Так что фильм стал одновременно лентой о молодежных проблемах, о наркотиках, и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла. Последнем его герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего лирического героя, в "нового романтика" из песен группы "Кино". И, звучащая в финале "Группа крови" воспринималась как часть киноповествования, а не песня из нового альбома группы.

В "Игле" музыкант сыграл самого себя. Он и на самом деле был таким в жизни и в сходных обстоятельствах, наверное, поступил бы точно так же. Ведь Виктор Цой профессиональным актером все-таки не был. Ему и не надо было перевоплощаться, он просто остался самим собой.

"Последний герой"

Предложения сделать картину о Викторе обрушились на Алексея Учителя практически сразу же после аварии. Автор нашумевшего "Рока" - фильма, представившего миру Цоя, обладал, и это все знали, массой материала, не вошедшего в ту картину. Стало быть, сам Бог ему велел заняться экранизацией жизни знаменитой рок-звезды.

Но режиссер отказался наотрез. Во-первых, боясь "запашка" спекуляции на имени. А во-вторых, у Виктора был близкий друг - Рашид Нугманов. Тот самый, что снял "Иглу". И право на фильм скорее принадлежало ему. Именно поэтому Алексей Учитель и предложил Нугманову все, что у него есть. Но прошло около года, и Рашид признался: "Не могу. Мы с ним были слишком близки...".

И тогда Алексей Учитель все же решился на документально - музыкальный фильм "Последний герой", который он посвятил памяти Виктора Цоя, легендарного музыканта, лидера группы "Кино", погибшего в автокатастрофе. В фильме снимались родственники, друзья, близкие. Были использованы отрывки из фильмов с участием рок музыканта, любительские съемки, концертные выступления.

Личная жизнь

Кто–то из древних мудрых как-то сказал, что человек бывает только тогда счастлив и доволен своей работой, когда она совпадает с его увлечением. Именно так, работа совпадает с увлечением. Главным увлечением Виктора Цоя были музыка и песни. Музыка, конечно, объединяла его и с друзьями. А вот о друзьях Виктора можно говорить бесконечно. Их было у него много. Собственно это и составляло главную победу в жизни Цоя. Сам он не отделял друзей от музыки. О своем отношении к ним Цой говорил: "Мы все друзья. Мы гораздо больше времени проводим вместе вне работы. То есть, в некотором роде, больше развлекаемся, чем занимаемся делом. Мы просто все друзья и так получилось, что мы еще и играем". При этом внешне он казался очень замкнутым человеком.

В последние годы певец и композитор сильно изменился. Вероятно, это болезнь, которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы - и ты начинаешь забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же, не он был первый и не он последний. Все мы люди. А потом вдруг он замкнулся, ограничил круг друзей, практически все время проводил дома. Вся жизнь - концерты, дом.

Последние два года ему было очень одиноко. Не с кем было вместе порадоваться, приколоться к чему-нибудь. К тому же последнее время ему было сложно общаться с людьми чисто технически. К нему все постоянно лезли, какие-то посторонние люди...

А с личной жизнью что происходило? Без семьи, без квартиры - молодой, красивый, популярный... С Наташей Разлоговой Цой познакомился на съемках. С женой он расстался, но, к счастью, оставался с ней в добрых отношениях. Собирался официально оформить развод с Марианной и жениться на Наталье. Но Марианна тянула с этим, и он так и не успел ничего сделать... Очень любил сына, вспоминал его все время, на гастролях покупал шикарные подарки.

"...Жена незаконная и законная жена Марианна меня любят, сын любит, женщины обожают. Что еще нужно? Я всем доволен", - сказал как-то Виктор Цой за год до смерти.

Смерть

24 июня 1990 года состоялся последний концерт "Кино" в Москве на Большой спортивной арене Лужников. Завершился он песней "Перемен требуют наши сердца". После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома. Этот альбом, сведённый музыкантами группы "Кино" уже после смерти Цоя, вышел в декабре 1990 года и получил название "Черный альбом".

Виктор Цой трагически погиб 15 августа 1990 года в Латвии, где находился на отдыхе. "Столкновение автомобиля "Москвич-2141" темно-синего цвета с рейсовым автобусом "Икарус-280" произошло в 12 час. 28 мин. 15 августа 1990 года на 35-м километре трассы Слока-Талсы. Автомобиль двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/час, водитель Цой Виктор Робертович не справился с управлением. Смерть Цоя В.Р. наступила мгновенно, водитель встречного автобуса не пострадал..."

Анализ клеток мозга свидетельствовал о том, что Цой уснул за рулем, вероятно, от переутомления - как значится в протоколе милицейского расследования. Видимость на дороге, как явствует из протокола, в это время была ограниченной, асфальт - сухим. На 35-м километре шоссе Слока-Талсы, под Тукумсом, двигаясь в направлении Слоки, неподалеку от моста через речушку Тейтупе, "Москвич" Виктора Цоя выехал на обочину и 233,6 метра мчался по ней. Об этом говорит четко отпечатавшийся след колес. Скорость легковой машины была слишком велика, и он не успел избежать столкновения. "Москвич" ударился передним правым углом в левую переднюю часть "Икаруса". После чего автобус съехал в речку.

Смерть поэта и музыканта Виктора Цоя была шоком для множества поклонников. В Кривоарбатском переулке в Москве появилась "стена Цоя", которую поклонники группы исписали надписями "Кино", "Цой жив" и признаниями в любви музыканту. Там же планировалось установить памятник музыканту, но из-за протестов жителей окрестных домов памятник установлен не был. В 2006 году стена была закрашена участниками движения Art Destroy Project, но впоследствии восстановлена фанатами.

Кто бы мог подумать, что отчисленный из художественного училища, не имевший прописки и постоянной работы, "хорошего жизненного плана", но состоящий на учете в милиции и фигурирующий в досье КГБ, станет Легендой, не меркнущей звездой. Кто бы мог подумать, что человек, которому снилось, что "миром правит Любовь", побывавший в "психушке", но умеющий мастерски вырезать нэцке, вдохновенно играть на гитаре и писать песни на вроде как "обыденные темы", человек, который жил "по законам другим" и кому суждено было "умереть молодым", сможет стать символом поколения, Последним Героем.

Могила Виктора Цоя на Богословском кладбище и сейчас является местом паломничества его поклонников. Она расположена в 150 метрах от церкви Иоанна Богослова, на Братской (центральной) аллее, по правую сторону, в первом ряду. Впрочем, показать могилу Цоя может, наверное, любой на Богословском кладбище.

Явление, личность

Борис Гребенщиков – "крестный рок-отец" Виктора Цоя хорошо сказал о величии личности певца: "Мне даже, честно говоря, неудобно Цоя называть Витькой, есть в этом какая-то ложная задушевность, которой никогда не было. Потому что-то, что я знаю, не назвать ни Витькой, ни Виктором, ни Цоем - это реальность, никакого обозначения в языке не имеющая. У него другое имя, и не человеческими губами его говорить. Виктор - даже не музыка, а явление, личность".

После смерти из рок музыканта пытались сделать некоего ангела. А ведь он не был ангелом, как не был, впрочем, и демоном. Как и все мы, он был просто человеком со своими плюсами и минусами. Но в нашей стране нужно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным. Пока ты жив, тебя почему-то не ценят.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2016-01-09 05:58:13
Уважаемая Наталья! Никакие ЦРУ ему песни не писали, он их писал сам. И не говорите, пожалуйста, глупостей.
И с Юлией я согласна, не такой был Виктор человек.
2014-04-16 21:30:42
Легенда нашей эпохи... А что касается связи с ЦРУ, то это абсолютные бредни! Не таким человеком был Виктор, чтобы действительно заниматься этим
2014-04-15 12:16:37
А герой-то с душком. Как теперь выясняется, тексты-то он пел из-за бугра, тем и подрабатывал. ЦРУшники старались, Голливуд писал, а он распевал. А поскольку был немного порядочным, замкнулся в последние годы. Все верно. Хорошо ли быть предателем собственной страны?? Ну да Бог с ним. Умер Онфим – ну и Бог с ним.
2013-04-24 13:09:50
Великий человек! Культовый исполнитель. Талантливейший певец с присущей только ему манерой исполнения, с первых секунд понимаешь - это Цой! Все тексты наполнены смыслом, искрой, глубиной, надрывом. Герой своего времени. Преклоняюсь перед ним. Спасибо, что дал возможность наслаждаться своим творчеством.
2013-03-28 16:56:28
Цой был Богом русского рока! Он всегда останется в наших сердцах! Витя, мы тебя помним...
2013-03-11 19:13:57
Да, нет пророка в своём отечестве...
2012-08-29 18:50:34
Цой, ты наш герой!!! Мы никогда не забудем!!!
2012-01-10 15:44:13
Это наш Последний Герой!!! Мы тебя никогда не забудем !!!
Мы никогда Цоя не забудем
Мы сердце любого пробудим…
Мы песни и дальше его будем
Петь и сами сочинять
Стихи свои про Витю Цоя.
2011-12-31 18:59:58
2011-12-27 21:52:11
классный рок музыкант! послушайте