ШАКУРОВ Сергей Каюмович

Биография ШАКУРОВА Сергея Каюмовича

Родился 01.01.1942, Москва

Народный артист РСФСР (1991)
Лауреат Государственной премии СССР (1980, «Вкус хлеба»).
Кавалер Ордена Почета (2002)

Театр

Сергей Шакуров родился в Москве. Как признается сам актер, в школе он учился плохо, и вообще его детство прошло среди арбатской шпаны.

Однако уже в десять лет мальчик серьезно занялся акробатикой, став впоследствии мастером спорта. А в седьмом классе неожиданно для всех взял да и поступил в драмкружок.

После окончания школы из двух увлечений актерство взяло верх. В 1961 году Сергей Шакуров поступил в школу-студию при Центральном детском театре, причем не просто так, а по рекомендации известного драматурга Виктора Розова.

В 1964 году окончив школу-студию, молодой актер начал работать в Театре на Малой Бронной, а через год его приняли в труппу Центрального академического театра Советской Армии.

С 1971 года и по сегодняшний день Сергей Шакуров выходит на сцену драматического театра им. К.С. Станиславского. Помимо этого с 1993 года Шакуров играл в ТЮЗе у Генриетты Яновской (Иванов в спектакле «Иванов и другие», 1993).

Дебют в кино

В кино Сергей Шакуров дебютировал в 1966 году, снявшись сразу в главной роли в фильме Маноса Захариаса «Я солдат, мама». Он сыграл Пегакова - упрямого и неподдающегося дисциплине новобранца, с которым сталкивается опытный старшина (Валентин Зубков).

В следующем году Шакуров снялся в комедии «Разбудите Мухина», и вновь в главной роли - студента Саши Мухина, представляющего себя современником знаменитых Пушкина, Спартака, Галилея.

К началу 70-х он уже был достаточно известным в Советском Союзе актером, но главные его роли были еще впереди.

70-е – 80-е годы

Начало 70-х. Сергей Шакуров много снимается в кино. Один за другим выходят фильмы с его участием: военная драма «Был месяц май», комедия «В Москве проездом», драма «Продкомиссар», мелодрама «Сто дней после детства» и другие. В 1974 году на экраны страны вышел историко-приключенческий фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Шакуров сыграл Забелина. Этот необычный для того времени фильм стал, по сути, первым советским вестерном. Он сразу же привлек внимание зрителей и сделал актеров, снимавшихся в нем, необычайно популярными. Не случайно Сергей Шакуров впоследствии назвал эту роль в числе своих самых любимых.

Постепенно стал складываться и образ героев Сергея Шакурова. Как правило, это мужественные, бескомпромиссные и целеустремленные люди, которых отличает нравственная чистота и психологическая глубина. Таким стал и его председатель колхоза Сечкин в киноэпопее «Вкус хлеба» (1979). Шакуров изобразил человека, который шел против номенклатуры, против партийных директив, шел своим путем, зная, как нужно работать на земле, как добиться высоких урожаев, как любить человека. За эту роль актер в 1980 году был удостоен Госпремии.

80-е годы стали настоящим расцветом творчества этого выдающегося актера. Именно в это время им были сыграны такие замечательные роли, как Михаил Фокин в биографическом фильме Эмиля Лотяну «Анна Павлова», судовой механик Гаврилов в мелодраме Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова», Султан из мясного отдела в экзистенциальной драме Вадима Абдрашитова «Парад Планет», алкаш Колюня в трагикомедии Леонида Квинихидзе «Друг».

Отдельно стоит отметить одну из лучших работ актера - детектив по роману братьев Вайнеров «Визит к минотавру» Эльдора Уразбаева. Здесь Сергей Шакуров исполнил сразу две роли - следователя МУРа Стаса Тихонова и знаменитого скрипача Антонио Страдивари.

Его герои всегда врезались в память зрителя, даже если это были и второстепенные персонажи, как, например, Джонатан Смол в знаменитом фильме о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне «Сокровища Агры».

Всего за свою карьеру Шакуров снялся более чем в восьмидесяти фильмах, однако сам он считает, что «количеством не стоит хвастаться. У меня только около сорока картин, которыми я горжусь, только половина...» Только!? Не каждому известному актеру выпадало сыграть столько действительно интересных ролей. Одно только перечисление картин, в которых снимался актер, впечатляет. Что ни фильм, то настоящая удача. Сергей Каюмович отмечает: «Я не выбирал популистские картины, просто выбирал интересный материал, близких мне режиссеров, партнеров. Для меня это было важнее всего остального. Если играешь в картине пьяницу, в следующей - снова пьяницу, и в третьей - алкоголика, то с ума можно сойти! Не нравились мне и абсолютные герои. Они, как правило, были плохо прописаны и играть там было нечего, а вот антигерои и герои из народа меня привлекали».

При создании своих персонажей Сергей Шакуров нередко пользуется своими наблюдениями за реальными людьми. Так, например, было с фильмом «Собачий пир» (1990). Сергей Каюмович вспоминает: «Меня повезли в тюрьму под Ленинградом, чтобы зарисовать татуировки у настоящего преступника. Там я и познакомился с вором в законе Анатолием Григорьевичем. Ему было тогда 40 лет, 27 из которых он просидел в тюрьмах. Мы общались больше часа. Он мне очень понравился, его образ и помог мне сделать свою роль».

Как уже было отмечено, Шакуров старается не повторяться в своих ролях. Он признается, что с большим интересом брался не только за привычные роли «простолюдинов», но порой и за не вполне соответствующие его природе. «Например, я плохо учился в школе, поэтому мне было интересно сыграть математика в фильме "Всем - спасибо!..". Я никогда не занимался балетом, но для меня было большой честью сыграть известного балетмейстера Михаила Фокина в "Анне Павловой". И я два месяца пропадал в танцклассе театра Станиславского и Немировича-Данченко, чтобы войти в роль».

Новый период творчества

Очередным этапом в творчестве Сергея Шакурова стала роль светлейшего князя, любимца Петра I Александра Меншикова в историческом сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов». Хотя сериалом эту эпохальную картину можно назвать лишь условно. Съемки производились пять лет, причем в реальных интерьерах - во дворцах Пушкино, Кусково, Ораниенбаума. В итоге получилось большое, мощное полотно. И в этом немалая заслуга не только режиссера, но прекрасных актеров, снимавшихся там - Алексея Жаркова, Натальи Егоровой, Николая Караченцова, Натальи Гундаревой и, конечно же, Сергея Шакурова, сыгравшего просто великолепно. Не случайно, как признается сам актер, эта роль является на сегодняшний день его самой любимой.

Сергей Каюмович много работает не только с маститыми режиссерами, как, например, Абдрашитов, Лотяну, Уразбаев, Месхиев и другие. Нередко он сотрудничает и с молодыми - Егором Кончаловским, Николаем Скуйбиным, Александром Панкратовым-Белым. «Когда я у них снимался, они только дебютировали в кино. Я часто помогал ребятам во ВГИКе на дипломных работах. Это очень полезно. Актер не должен становиться важным и надутым, он не должен заматереть. Более того, очень важно знать, чем дышит молодое поколение, как думает», - утверждает Шакуров.

Так у Егора Кончаловского Сергей Шакуров снялся в его нашумевшем боевике «Антикиллер», сыграв криминального авторитета Креста. Актеру вновь помогло его наблюдение за реальной личностью, и роль была сыграна просто с ювелирной точностью, настолько органично он вошел в этот образ.

Среди последних работ актера: картина «Дикарка», поставленная по классическому материалу Островского, фильм Дмитрия Месхиева «Дневник камикадзе» и сериал «Брежнев».

Роль Леонида Ильича Брежнева стоит отметить особо. На нее пробовались двадцать артистов. Вячеслав Шалевич, Богдан Ступка, Родион Нахапетов, даже Стоянов из «Городка»... Поскольку картина была проектом Первого канала, утверждением занимался лично Константин Эрнст. В результате были утверждены Владимир Долинский и Сергей Шакуров, которые сыграли Брежнего в разные периоды его жизни.

Серьезного портретного грима не понадобилось. Сергей Шакуров рассказывает: «Только брови - ведь они основная черта Леонида Ильича - и наложили седые волосы. Больше ничего с лицом не делали. Щеки и второй подбородок я «нарастил» сам. Потом разучивал его медленный взгляд - чтобы очень органично и точно войти в роль». Поскольку Леонид Ильич был выше Шакурова и плотнее телосложением, актеру пришлось использовать специальные туфли с каблуком в пять сантиметров и носить специальный ватный каркас, который имитировал грудь и живот.

Главным же оказался не грим и не прочие приспособления, а искусство актера. Обладая удивительной способностью перевоплощения, Сергей Шакуров создал образ старого измученного болезнью и интригами человека.

Личная жизнь

Сергей Шакуров был дважды женат. От первого брака у него сын Иван (1969 г.р.) и три внука. Второй женой актера была актриса Татьяна Кочемасова (она моложе Шакурова на 19 лет). От этого брака у Шакурова дочь Ольга (1986 г.р.).

В настоящее время Сергей Каюмович живет гражданским браком с очаровательной брюнеткой Екатериной Михайловной Бабаловой. Екатерина (дочь бизнесмена армянского происхождения и преподавательницы одного из московских вузов) по профессии театральный продюсер, работала у Шакурова администратором. Точный возраст Екатерины неизвестен, но предположительно она 1970 года рождения.

В июне 2004 года Сергей Шакуров третий раз стал отцом. У Сергея Каюмовича и Екатерины родился сын.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2009-11-13 21:43:47
Великолепный актер, истинный мастер. Авторитета "Креста" играл так, как будто сам является вором в законе.