Ромашин Анатолий Владимирович

Биография Ромашина Анатолия Владимировича

Ромашин Анатолий Владимирович (01.01.1931, Ленинград – 08.08.2000, Пушкино, Московская область) – советский и российский актер и режиссер.

Осуществление детской мечты

Анатолий Ромашин родился 1 января 1931 года в Ленинграде в семье Владимира Васильевича, просто рабочего, и Лидии Николаевны, эстонки по происхождению. В детстве мальчик был очень любознательным, увлекался литературой. Очень любил ходить вместе с родителями в театр. Театр для юного Толи Ромашина всегда был большим ярким праздником. Но почему-то он считал его недоступным для себя.

Тем не менее, окончив школу, Ромашин сумел перебороть все страхи и сомнения и отправился в Москву, где с первого раза поступил в Школу-студию МХАТа. Там ему довелось учиться с будущими звездами отечественного театра и кино. Достаточно сказать, что в общежитии молодой Ромашин жил в одной комнате с Евгением Урбанским, Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым.

Театр

Сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1959 году Анатолий Ромашин пришел в труппу Театра имени Маяковского. Уже в те годы в молодом актере чувствовалась порода, врожденный аристократизм. Эти качества, скажем прямо, подходили не для каждого театра. Попади Ромашин в какой другой, кто знает, как бы в дальнейшем сложилась его судьба. Но с «Маяковкой» он «угадал».

Со временем Анатолий Ромашин выдвинулся на первые роли. Что за звездная когорта тогда играла в театре! Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян, Татьяна Доронина, Евгений Лазарев, Анатолий Ромашин… Актеры с большой буквы! Каждый из них – это целая эпоха в истории отечественного театра.

В Театре имени Маяковского Анатолий Ромашин проработал до 1984 года, создав большое количество незабываемых образов в постановках по произведениям Брехта и Достоевского, Булгакова и Радзинского. О нем говорили как об умном, интеллектуальном актере. А еще как об очень хорошем партнере. Их дуэт с Евгением Лазаревым неизменно вызывал овацию публики. За театральные работы Анатолий Ромашин в 1977 году был удостоен Государственной премии России, но самое главное – это огромная зрительская любовь, которая его всегда сопровождала.

В 1990 году Анатолий Ромашин вернулся в театр Маяковского и еще в течение двух лет радовал зрителей своими работами. Одна из последних и, пожалуй, одна из лучших его ролей – Клим Самгин в постановке Андрея Гончарова «Жизнь Клима Самгина» по роману Максима Горького.

В последние годы Анатолий Ромашин с успехом играл на сцене Московского театра Луны, в спектаклях «Фауст», «Византия», «Ночь нежна».

Кино. Первые роли

Свою первую роль в кино Анатолий Ромашин исполнил в 1959 году в фильме «Ветер» кинорежиссера Владимира Наумова. С блестящего дебюта в этой картине актер стал подниматься к вершинам своей творческой биографии. Кстати, какое совпадение – его последняя киноработа также была в фильме у Наумова «Мадонна на асфальте»: оставалось доснять всего дней семь-восемь.

Уже упомянутый врожденный аристократизм, казалось, обрекал Анатолия Ромашина на роли всевозможных белогвардейцев и иностранцев. Но по иронии судьбы одной из ранних работ актера стала роль Феликса Дзержинского в фильме «Именем революции» (1963). В целом же вплоть до начала 70-х кинематограф не мог в полной мере раскрыть таланта Ромашина. К счастью, пути актера пересеклись замечательным режиссером Элемом Климовым.

Николай II

Разве нормальный человек мог в середине шестидесятых не то чтобы снять, даже помыслить снять исторический фильм о Распутине и о последнем русском царе вне контекста официальной точки зрения? Да еще приурочить его к 50-летию Октябрьской революции? Таким «нормальным» оказался режиссер Элим Климов. Он создал воистину бессмертную драму «Агония». Распутина в ней сыграл Алексей Петренко, и это одна из лучших ролей в его репертуаре. А Анатолий Ромашин блистательно создал образ царя – отнюдь не кровавого злодея, а страдающего отца, любящего семьянина и безвольного, внушаемого человека, неспособного справиться с народной стихией. Николай II у Ромашина – бесконечно несчастный и одинокий человек. Он пытается укрыться за кулисами истории, но та безжалостно выталкивает его на авансцену, делая последнего русского царя невольным участником распада и заката целой эпохи.

Именно в этой роли наиболее полно проявился мощный актерский дар Анатолия Ромашина. Но картину ждала печальная участь. В 1975 году она получила разрешительное удостоверение и даже вышла в прокат, но уже вскоре ленту запретили. «Агония» пролежала «на полке» до самой перестройки. Вновь зрители смогли увидеть ее лишь в 1985 году, к тому же переделанную…

Широта таланта

Анатолий Ромашин снимался в кино очень много. При этом его актерский диапазон был колоссален. Он мог играть в картине любого жанра – как в гротескной, так и в лирической. В 1974 году актер удачно сыграл в детективном телесериале Юрия Кавтарадзе «Совесть» о разоблачении военного преступника, долгие годы скрывавшегося под чужим именем. Затем была не менее удачная роль простого врача районной больницы, беспредельно преданного своей профессии, в телесериале режиссера Вадима Зобина «Дни хирурга Мишина» (1976). В 1978 году режиссер Анатолий Васильев пригласил актера в свою ретро-мелодраму «Фотографии на стене» на роль отца, сыном которого был герой Дмитрия Харатьяна. С тех пор Анатолий Владимирович при встречах обращался к Харатьяну только «Здравствуй, сынок».

Его герои были разными, но большинство их отличало одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. При этом вышеназванные качества умело трансформировались, создавая образы, начиная с мягкотелых интеллигентов до стоических аристократов. Наверное, поэтому ему бесподобно удавались роли в экранизациях российской классики, как, например, Герасим Кузьмич Петрин в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977).

Большое количество интересных работ было создано актером в 80-е годы. Это генерал-майор Нефедов в героико-патриотической кинодилогии «Ответный ход» (1981) режиссера Михаила Туманишвили, Александр Демьянович в мелодраме «Люблю. Жду. Лена» (1983) Сергея Никоненко, Сергей Кузьмич Курихин в криминальной драме Игоря Шатрова «Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова» (1983), доктор Аристонг в детективе Станислава Говорухина «Десять негритят» (1987).

Блистательно актер проявил себя в исторических кинолентах: в биографическом фильме «Чичерин» (1986), о первом наркоме иностранных дел Советского государства, дипломате Г.В. Чичерине; в драме «Борис Годунов» (1986) по одноименной драме А.С. Пушкина режиссера Сергея Бондарчука; в картине по литературным материалам Эразма-Мелик Карамяна режиссера Юрия Ерзинкяна «Пять писем прощания» (1987).

В 1989 году Анатолий Ромашин впервые выступил в качестве режиссера, сняв социальную драму «Без надежды надеюсь», где также сыграл главную роль писателя Косташа.

Все эти годы актер с большим успехом работал на радио, читая поэтические произведения Гейне, Верхарна, Огарева, Кирсанова, страницы романа Тургенева «Накануне», «Записки на манжетах» Булгакова, рассказы Бондарева. Этот опыт пригодился Ромашину в картине Сергея Овчарова «Оно», где звучит его закадровый голос, мягкий и проникновенный.

Кино в последние годы жизни

К началу 90-х Анатолий Ромашин был уже мастером высочайшего класса. Но именно в этот период в российском кино наступил глубочайший кризис. Умные, интеллигентные актеры вдруг оказались не нужны. Пришло время боевиков и низкопробных комедий. Это было не его кино.

Со второй половины 90-х Ромашин снялся лишь в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала многосерийная лента «Романовы – венценосная семья». Остается только сожалеть о колоссальной творческой невостребованности выдающегося актера.

Личная жизнь

У Анатолия Владимировича была бурная жизнь, он много любил и был человеком страстным. В его жизни было три официальных жены и пять браков. Спросите – как это? Просто на второй своей жене он женился три раза!

Первую супругу Анатолия Ромашина звали Галиной. Она была студенткой экономического института. Познакомились они благодаря одной общей подруге. Во время брака у Анатолия и Галины родилась дочь Татьяна, которая, став взрослой, выбрала профессию диктора на телевидении.

Анатолий и Галины развелись после того, как Ромашин отчаянно влюбился в Маргариту, испанку, попавшую в Москву во время войны на родине. В Москве Маргарита получила высшее актерское образование и постепенно строила карьеру в кинематографе. Однако работы было не так много, как хотелось. В 1970 году Маргарита приняла решение вернуться в Испанию. Ромашин покидать родную страну наотрез отказался. В итоге перед отъездом Маргариты супруги развелись. Правда, уже через год актриса вновь приехала в Москву. Встретилась с Анатолием и… опять стала его женой. Эта история повторялась дважды. В конце концов Маргарита осталась в Испании, а их общая с Ромашиным дочь Мария – в Москве с отцом.

Последней избранницей Анатолия Ромашина стала студентка театрального института Юлия. Они познакомились в Киеве, куда Анатолий Владимирович приехал на съемки фильма «Этюды о Врубеле». Девушке тогда было 18 лет, а маститому актеру уже минуло 58. Но разница в возрасте не помешала Ромашину влюбиться как простому мальчишке. Влюбиться окончательно и бесповоротно. На предложение руки и сердца девушка ответила согласием.

Юля переехала в Москву, где окончила Щукинское училище. А в 1997 году у супругов родился сын Митя. В 66 лет! Этим не каждый может похвастаться. Элем Климов, глядя на Митю, сказал тогда Ромашину: «Митя – это твое лучшее произведение».

На вопрос, сколько же у него всего детей, Анатолий Ромашин говорил: «По совокупности у меня трое детей», а потом, шутя, добавлял: «Это официально. Но есть французская поговорка: «Мужчина, проходя мимо ребенка, погладь его по голове. Не исключена возможность, что это твой ребенок».

Трагедия

Анатолий Ромашин предполагал, что проживет до 83 лет. Так ему в свое время предсказала гадалка. Предсказанию было не суждено сбыться.

Трагедия произошла 8 августа 2000 года. В те роковые августовские дни он почему-то грустным-прегрустным вернулся в Москву с фестиваля «Орленок», который проходил в Туапсе. Дальше все было как в кошмарном сне. Ромашин поехал на дачу в подмосковное Пушкино и там в порыве хозяйственного усердия и «для разминки» решил спилить старое ненужное дерево. Оно по загадочным законам земного притяжения рухнуло прямо на него. Смерть наступила мгновенно...

Смерть Анатолия Ромашина стала горькой, страшной нелепостью: в свои 69 лет актер был счастлив, здоров и любим. У него было много планов, его ждали новые роли в кино и в театре. 1 января 2001 года у Ромашина должен был состояться юбилей. Специально к этому событию в Театре Луны готовили спектакль «Метеор», в котором он должен был играть главную роль. Всего этого не случилось…

Человек никогда не слышит намеков судьбы. А может быть, Анатолий Ромашин все же слышал, и поэтому и был в последнее время такой грустный.

Тело актера было погребено на Ваганьковском кладбище в Москве. В память о многогранном таланте Ромашина в Театре Луны был учрежден ежегодный приз «Ромашка», присуждаемый самым талантливым актерам.

Награды и премии

Народный артист РСФСР (1982).

Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки