Биография Ланового Василия Семеновича

Биография, история жизни Ланового Василия Семеновича


Лановой Василий Семенович – отечественный актер кино и театра, чтец.

Довоенное детство

Родители Василия Ланового Семен Петрович и Агафья Ивановна были обычными малограмотными украинскими крестьянами, окончившими, по словам самого актера, "на двоих три класса". Они жили в селе под Винницей, имели большой огород, волов, лошадей… При этом о своей матери Василий Семенович говорил: "…если понимать под интеллигентностью возможность предугадать, как твое слово отзовется на другом человеке, то мама была подлинным интеллигентом. Она была поразительно чуткой, меня это просто поражало. Замечательно они с папой пели хохлацкие песни, дивно пели".

В 1931 году родители, спасаясь от голода, переехали в Москву. Там в 1934 году (16 января) и родился Василий. На Украине остались его бабушка с дедушкой, и Василий часто наведывался к ним погостить.

Василий Семенович вспоминал:

"На мое детство выпало и другое – испытать радость общения с природой... Жить настоящей деревенской жизнью. Никогда не забыть, как однажды я хотел удержать теленка, а он начал брыкаться. Будучи сильнее меня, он буквально понес меня по кочкам, по всем кизякам, какие попадались на пути. Но я тоже был упрямым и никак не хотел отпускать веревку, так и держался, пока теленок сам не остановился, выбившись из сил.

Почему я такое место отвожу своим воспоминаниям детства? Да потому, что именно в детстве и юности закладывается в человеке все то, что потом сформирует в нем ту или иную личность, что разовьется в нем вглубь и вширь"
.

Война

Война застала семилетнего Василия, когда он в очередной раз вместе со своими сестрами гостил у дедушки с бабушкой в деревне Стрымба Одесской области. Он вспоминал: "Сначала было отступление наших: шли плотной колонной на восток... Наконец образовалась пауза... А затем появились первые мотоциклисты, точно так, как показывают в кино".

Во время немецкой оккупации Василий едва не погиб: "Один немец, который у нас остановился в доме, подарил мне свой ремень. Я надел его и пошел гулять. Случилось это на току. Подъехал другой немец, увидел меня с этим ремнем и кричит: "Ком хер!". Я подошел. Тогда он показал, чтобы я отдал ему ремень. А я говорю: "Не дам, мой ремень". Тогда этот детина снял автомат и при всех над самой головой дал очередь, описав дугу. До сих пор слышу свист пуль у самого уха. После этого я молча снял ремень и протянул его немцу. Внешне все это я перенес спокойно, но долго еще и после войны, занимаясь уже в самодеятельности, продолжал заикаться и с большим трудом избавился от этого недуга".
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самодеятельность

После освобождения Украины Василий вернулся в Москву. Однажды, гуляя по улицам в районе ЗИЛа с другом Володей Земляникиным (который позже стал актером театра "Современник"), тринадцатилетний Василий обратил внимание на афишу "М. Твен – "Том Сойер". Это была постановка самодеятельного драматического кружка при Дворце культуры завода имени Лихачева. Руководил кружком, по сути являвшимся молодежным драматическим театром, талантливый педагог и режиссер Сергей Львович Штейн.

Спектакль произвел на мальчиков такое впечатление, что сразу же после его окончания они прошли за кулисы и стали просить, чтобы их записали. И их приняли… Мальчикам повезло – их обучением занялись талантливые профессиональные люди. И не случайно, что впоследствии из этого коллектива вышли такие замечательные актеры театра и кино, как Татьяна Шмыга, Вера Васильева, Валерий Носик. Другие воспитанники Штейна стали журналистами, педагогами, инженерами, но любовь к театру сохранили на всю жизнь.

Первым спектаклем, в котором Василий был задействован, был "Дорогие мои мальчишки" по пьесе Льва Кассиля. Тогда ему позволили выйти в массовке. Освоившись, он получил роль со словами. Василий Семенович вспоминал: "Я был одним из пионеров, который бойко докладывал председателю дружины: "Был в госпитале. Провел громкое чтение вслух и еще две книги про себя. Сочинение Маркова Твенова, очень интересно!". Меня поправляли – Марка Твена. И в другой раз я уже говорил – Марка Твнова. И лишь на третьем спектакле сказал как надо было. Правда, говорил с жутким украинским акцентом. Особенно выдавала буква "г". Это были первые слова, произнесенные мною со сцены".

Не только театр занимал мысли юного Ланового. Как он признавался, у него была мечта стать летчиком. Он даже подавал документы в летное училище, но их забрал оттуда Штейн. Видимо, он уже тогда разглядел в мальчике будущего актера.

Первую свою серьезную роль на сцене Василий сыграл в 1952 году. Тогда ему было 18 лет. Это была роль Валентина Листовского в спектакле "Аттестат зрелости", поставленном на сцене того же ДК ЗИЛа. Тогда же на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности спектакль занял первое место, и Лановой как исполнитель главной роли получил премию в 500 рублей – огромные по тем временам деньги.

Выбор пути

В 1953 году Лановой предпринял попытку поступить в театральное училище. Василий Семенович рассказывал: "Месяца за полтора до получения аттестата зрелости узнал, что в театральном училище имени Б.В. Щукина проводится просмотр абитуриентов. Всерьез о профессии актера я тогда еще не думал. Просто хотелось проверить себя. Всего комиссией было просмотрено около ста пятидесяти абитуриентов, а приняты только двое – я и Кюнга Игнатова".

Однако особой радости у Василия по этому поводу не было. Та легкость, с какой он прошел это испытание, даже обескуражила юношу, и он... решил подать документы в университет на факультет журналистики.

Василий Семенович вспоминал: "В приемной комиссии мое желание восприняли с недоумением и недоверием: кому-то было известно о моих опытах на самодеятельной сцене. На вопрос "Ну зачем Вам университет?" отвечал: "Ума-разума хочу набраться". В комиссии смеялись: "Еще?". Я отвечал: "Еще". Тогда мне устроили настоящий экзамен, задавали вопросы, что называется, "на засыпку", а я их парировал, так что не принять у них просто не было оснований. Наконец, отпуская меня, председатель комиссии сказал: "Поступай, но смотри, если удерешь!".

Первая роль в кино

Но, видимо, от актерской стези уйти было уже невозможно. После зачисления в университет Василий Лановой вместе с другом Володей Земляникиным отправились погостить к родным в Керчь. Там он и получил вызов на пробу в фильме "Аттестат зрелости". К тому времени на роль главного героя уже был утвержден профессиональный актер В. Сошальский, но режиссеру Татьяне Лукашевич чем-то приглянулся юноша, который к тому же уже играл эту роль в спектакле.

Лановой: "После утверждения на роль я пришел к декану факультета отпрашиваться на время съемок, на что он ответил: "Мы же говорили, что сбежишь". И хотя я еще никуда не собирался сбегать, а отпрашивался только на полтора месяца, но выбор, в сущности, был уже сделан, и сделан он был много раньше, мысленно я его еще только не осознал. Так, не проучившись в МГУ и полгода, я пришел "с повинной" в училище имени Щукина, где в апреле был отобран педагогами после предварительного просмотра, и навсегда связал свою судьбу с актерской профессией".

После выхода фильма на экраны Василий Лановой стал кумиром старшеклассниц всего Советского Союза. Все газеты и журналы опубликовали хвалебные рецензии, а в журнале "Огонек" появилась статья с многообещающим заголовком "Рождение актера!".

Щукинское училище

Лановой делился своими воспоминаниями об учебе:

"Наверное, покажется странным, но что поделаешь, так уж случилось, что до поступления в театральное училище я ни разу не был в вахтанговском театре, не знал даже ведущих его актеров и, конечно же, не имел никакого представления о вахтанговской школе. Всерьез освоение ее начинается лишь с конкретной работы над спектаклями…

Над отрывком из спектакля "Сверчок на печи" работали вместе с Татьяной Самойловой. В этой работе я впервые начал всерьез знакомиться со школой Вахтангова и с ним самим. Много дала в постижении вахтанговской школы и работа на третьем курсе училища над отрывком из спектакля "Рюи Блаз". Здесь мне была впервые доверена комедийная роль – дона Сезара де Базана. Отрывок проходил как бы на одном дыхании. Я уже не успевал за собой, за своими словами, не мог остановиться. Все, что делал мой герой, мне безотчетно нравилось, и я играл его с большим удовольствием, что, очевидно, передавалось зрителям. Мастерства там еще было немного, но был темперамент, и он меня захлестывал, нес дальше. Подхваченный этой волной, я безоглядно мчался вперед, не зная, как притормозить, а притормозить надо было. Была сплошная скороговорка. Мне из зала кричали: "Т-рр-р!.. Остановись!..". Но остановиться уже было невозможно. В конце был взрыв аплодисментов. Но то были аплодисменты скорее удивления от увиденного, чем профессионализму. После показа сокурсники подходили ко мне, говорили, что не поняли почти ни одного слова, но было интересно. Работа мне была зачтена. Сам же я понял, что самое высокое искусство – не только иметь темперамент, но еще и уметь им разумно распоряжаться, уметь вовремя тормозить.

Этот спектакль играли с озорством и радостью. При первом же показе нашей работы в учебном театре в ходе действия я вдруг почувствовал, что один из эпизодов можно сыграть по-другому, лучше. Перед тем, как решиться на импровизацию, я застыл в нерешительности, а затем, решив, "будь что будет", пошел по пути, подсказанному интуицией. Зрителям эта сцена понравилась. После спектакля Ремизова только сказала: "Все напутал, но хорошо напутал, молодец". Это было моим открытием, сделанным еще на студенческой скамье, заключавшимся в том, что никогда не поздно искать оригинальные решения, не надо бояться импровизации, бояться ломать каноны, если, разумеется, твои действия оправданны, логичны"
.

Павка Корчагин

Большой удачей актера стала главная роль в картине Александра Алова и Владимира Наумова "Павел Корчагин" по книге Николая Островского "Как закалялась сталь", сыгранная им в период учебы в Щукинском училище.

С книгой Николая Островского Василий Лановой познакомился еще в 1941 году во время оккупации Украины. С тех пор он просто загорелся этим образом. Но выпала эта роль ему, в общем-то, случайно. В роли Павки уже начал сниматься Георгий Юматов. Но съемки шли тяжело, режиссеры Алов и Наумов нервничали и начали заглядывать в соседний павильон, где шла работа над фильмом "Триста лет тому…" с участием Ланового. Здесь они и увидели молодого человека с гордым взором, предложив ему попробоваться на Павку Корчагина. Василий тут же самоуверенно ответил, что он просто должен сыграть эту роль, мол, давно жду от вас предложения...

Василий Семенович вспоминал: "…когда пришел на пробы к Алову и Наумову, режиссеры хором воскликнули: "Ну, вот оно!". Надо сказать, что они своеобразно снимали Павку. Все время твердили фразу Андре Жида, который в 1934-м навестил больного Островского и, выйдя от него, произнес: "Это ваш коммунистический Иисус Христос". Режиссеры говорили: "Вася, вот и играй Христа". Когда картина пошла, многие критиковали меня за "святость" Павки. А меня это радовало – значит, все получилось. Мы ведь и снимали максималиста, человека идеи".

Юматов после этого случая очень сильно обиделся на Ланового и даже не общался с товарищем по цеху, считая, что тот увел у него сильную роль. Подружились актеры позже, во время съемок "Офицеров", сыграв там главные роли.

Сам актер и спустя многие годы, несмотря на явную идеологизированность экранизации романа Островского, гордился тем, что сыграл Павку Корчагина. "Когда сегодня меня спрашивают об этой роли, – говорил он, – то ехидно так интересуются: "Ну и как Вы теперь относитесь к Корчагину?". Так вот отвечаю: теперь я его уважаю в тысячу раз больше, чем тогда! Потому что дай Бог нашим детям хоть во что-то верить так, как верил мой папа. И, если они найдут веру, это будет большим благом для России".

Съемки фильма "Павел Корчагин" закалили и самого актера. В этот период Лановой не только учился и снимался в кино, но еще и играл в спектакле. Он вспоминал, что к девяти утра прибегал на репетицию спектакля "Горе от ума" (ему доверили роль Чацкого), в тринадцать часов улетал самолетом в Киев на киносъемки и до двенадцати ночи работал на съемочной площадке. Затем снова летел в Москву и, не заезжая домой, добирался до училища к пяти утра. В спортзале на матах засыпал, а в девять часов уже читал монолог Чацкого на репетиции.

И все же, как ни старался Василий везде поспеть, руководство театрального училища решило его наказать, оставив на второй год. Как вспоминал Вениамин Смехов, наказание получилось весьма сомнительным – Лановой-студент уже играл в кино и театре яркие роли и считался вполне состоявшимся актером

Первый брак

Первой женой Василия Ланового была актриса Татьяна Самойлова. Она вспоминала: "Лановой вскоре после того, как увидел меня в Щукинском училище, подошел и напрямую спросил: "Кто ты?". Я почему-то ответила: "Я дочь своих папы и мамы". И началась взаимная, нежная, лирическая любовь. Долгий роман "на ногах": мы встречались в метро, на бульварах, на Старом Арбате. Поженившись летом 1955-го, мы жили у нас дома на Песчаной улице, в моей 18-метровой комнате. А в 1957 году Васю послали в Китай с его фильмом "Павел Корчагин". После его поездки мы расстались. Он безумно много работал и жить с ним было тяжело: его никогда не было дома. Вася сразу стал знаменитым...".

Кино и театр по окончании училища

В 1957 году Василий Лановой окончил Щукинское училище и был принят в труппу театра им. Евгения Вахтангова. Поначалу его дела шли неважно – первые шесть лет ничего серьезного Лановой там не сыграл, выступая в основном в массовках.

В кино дела обстояли значительно лучше. Хотя появлялся на экране он редко, но каждая из его ролей привлекала внимание зрителей. Блестящий красавец, он буквально сводил с ума все женское население страны. Фанатично преданный делу революции Павка Корчагин в уже упомянутой картине Алова и Наумова, благородный капитан Грей в фильме "Алые паруса" – как могли оставить равнодушными такие герои?

Не оставался Василий Лановой незамеченным даже в эпизодах. В знаменитой картине "Полосатый рейс" его герой появляется в конце фильма лишь на минуту. "Вон та группа в полосатых костюмах. Красиво плывут!", – восклицает он. Все! И тем не менее зритель его запомнил. Неслучайно именно это крошечная роль является одной из самых любимых самим актером.

Рождение актера

К 1963 году на счету Василия Ланового было уже несколько больших ролей в кино, а в театре дела по-прежнему не клеились. Главный режиссер театра Рубен Николаевич Симонов долгое время не давал Лановому какие-либо серьезные роли. Очевидно, это был своего рода воспитательные прием, однако молодому актеру тогда пришлось нелегко. Он по-настоящему страдал из-за своего неопределенного положения.

В это время его приглашал к себе в театр им. Моссовета Ю. Завадский, звал Олег Ефремов в "Современник", и Лановой уже было собрался принять какое-то из этих предложений. Он вспоминал: "…пришел к Рубену Николаевичу Симонову и говорю: "Я ухожу из театра". – "Что такое?". – "Шесть лет я здесь на побегушках. Меня приглашает Завадский, меня приглашает Ефремов". – "Они с ума сошли! Подождите!". И через два месяца я получил дона Жуана, а через шесть месяцев репетировал Калафа".

Роль принца Калафа в самом главном вахтанговском спектакле "Принцесса Турандот" стала визитной карточкой театра на несколько десятилетий. А сам Василий Семенович 1963 год посчитал своим годом рождения как актера.

Кино. Рост мастерства

Лановой не давал себе поблажек и его мастерство росло от фильма к фильму, от спектакля к спектаклю. Сохраняя свое амплуа благородного героя, Лановой постепенно уходит от внешней красивости и начинает создавать глубокие, психологически сложные образы.

Во второй половине 60-х он снимается в таких знаменитых фильмах, как "Война и мир" (Анатолий Куракин) и "Анна Каренина" (Вронский). Причем первоначально, прочитав сценарий В. Катаняна и А. Зархи "Анна Каренина" и поняв, что в нем ярко прописана только главная линия Анны, Лановой отказался играть Вронского. Режиссер, перепробовав на эту роль многих актеров, вновь обратился к Василию Семеновичу и с трудом уговорил его.

Играть Лановому выпало с бывшей женой Татьяной Самойловой, специально для съемок похудевшей и выглядевшей лучше прежнего. Бывшие супруги изображали любовь в кадре, но в жизни чувство не вернулось…

"Офицеры"

В 1971 году на экраны вышла картина Владимира Рогового "Офицеры", в которой Лановой сыграл главную роль – Ивана Варавву. Это настоящая эпопея, охватывающая историю судьбы героев с 1919 по 1970 годы. Фильм сразу пришелся по душе зрителям и продолжает пользоваться популярностью спустя десятилетия.

Василий Семенович размышлял: "Эта картина странной судьбы. Вначале мы относились к фильму как к любому другому. Но в нем режиссер Роговой и оператор Кириллов, на мой взгляд, нашли какой-то ассоциативный ряд для каждого поколения зрителей. Прошло 30 лет, картину каждый год показывают и все смотрят по несколько раз. И все равно говорят: "Ну, "Офицеры"!". Я думаю, что секрет в том, что каждое поколение находит в нем свое. Детство, послевоенное время, зрелость. Потребность в романтизме, реализме – пожалуйста. Потребность в красоте, в любви – все есть. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили и остался Иван Варавва... В фильме четко разделились обязанности. Юматов – реализм, Лановой – романтизм. И между ними женщина. Такой любовный треугольник".

Личная жизнь

Второй женой Василия Ланового была актриса Тамара Зяблова. Брак был недолгим – актриса рано ушла из жизни (погибла в автомобильной аварии).

В начале 70-х Василий Семенович вновь женился на актрисе Ирине Купченко, которая была младше его на 14 лет. Она разошлась с художником Николаем Двигубским и в 1971 году пришла в Театр им. Вахтангова.

С тех пор Лановой и Купченко были неразлучны. У них два сына – Александр и Сергей, которых супруги назвали в честь Пушкина и Есенина. Сыновья не пошли по стопам родителей, чему Василий Семенович был очень рад. Один закончил факультет журналистики, второй – экономический.

Кино. 70-е годы

И в последующие годы актер создал немало интересных образов в кино. В знаменитой ленте Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" он сыграл генерала Вольфа, в драме Владимира Басова "Дни Турбиных" – Леонида Юрьевича Шервинского, в киноповести "Анна и Командор" – Командора, в приключенческих лентах "Петровка, 38" и "Огарева, 6" – сыщика Владислава Костенко.

Литература

В начале 1980-х годов Василий Семенович опубликовал свою первую книгу под названием "Счастливые встречи". После выхода первого сборника воспоминаний, в который актер вложил всю душу, долгие годы он ничего не писал. В 2004 году он вновь взялся за перо и создал еще один шедевр – книгу "Летят за днями дни".

После перестройки

С середины 80-х Василий Семенович стал реже появляться на экране. Не лучше были дела и в театре. Народный артист переживал творческий простой и мучился от того, что не получал новых ролей. Морально поддерживало преподавание в родном Щукинском училище (он стал сотрудником кафедры сценической речи в этом учебном заведении в 1985 году; чуть позже он получил должность заведующего кафедрой и почетное звание профессора). Спасала и литература. Лановой продолжал делать авторские чтецкие программы, но теперь для себя – филармонии переживали кризис и не могли устраивать творческие встречи актеров со зрителями.

Так продолжалось до 1994 года, когда подоспело его шестидесятилетие, и театр предложил ему выбрать пьесу, в которой он хотел бы сыграть. Лановой сыграл Джорджа Бернарда Шоу в паре с Юлией Борисовой в роли английской актрисы Патрик Кэмпбелл в спектакле "Милый лжец".

После этого началась светлая полоса в жизни актера. Он сыграл в спектаклях "Посвящение Еве" Эрика Шмидта и "Лев зимой" Голдмена.

В 1996 году, когда театр имени Вахтангова праздновал свой 75-летний юбилей, здесь решили восстановить свой фирменный спектакль "Принцесса Турандот" и сыграть его 21 и 22 декабря на юбилейных вечерах. В нем приняли участие все оставшиеся в живых актеры, которые когда-то играли в нем. Лановой снова вышел на сцену в образе принца Калафа.

В кино же Лановой по-прежнему снимался мало. Среди самых заметных работ актера в 90-е годы стоит отметить роль Ивана Берестова в стилизованной мелодраме "Барышня-крестьянка", снятой по повести А.С. Пушкина.

Кино и театр в новом тысячелетии

Не часто радовал Василий Семенович кинозрителей и в 2000-х годах. И дело тут не в возрасте. Он действительно не по возрасту молод. Выправка, стать, всегда с гордо вскинутой головой и горящим взглядом. В спектакле "Фредерик, или Бульвар преступлений" семидесятилетний актер делает обратное сальто, носит актрис на руках, летает на люстре!

Силы есть, нет желания сниматься в картинах низкого уровня. От многих предложений в кино он отказывался. Так, на съемках фильма "Богдан Хмельницкий" в Киеве, почувствовав, что может стать проводником украинского национализма, он немедленно потребовал остановить дальнейшую работу.

Отверг Лановой и предложение переозвучить в новой трактовке документальный фильм "Великая Отечественная", в которой когда-то озвучил закадровый голос, вложив в ту работу всю душу и боль. "Новое истолкование" тех кровавых и памятных событий возмутило Василия Семеновича и он отказался от денег, но не пошел против совести.

Зато театру Лановой отдался со всей душой. За долгие годы работы он сыграл множество самых разных ролей, но среди них у него есть самые близкие и любимые. Это по-прежнему принц Калаф в "Принцессе Турандот", а также дон Жуан в одноименном спектакле, Цезарь в "Антонии и Клеопатре" и Джордж Бернард Шоу в спектакле "Милый лжец".

Политические убеждения

В 1968 году Лановой вступил в ряды КПСС. Он свято верил в идеологию этой партии и поддерживал ее, как только мог. Когда Советский Союз распался, Василий Семенович решил не изменять своим политическим взглядам и остался убежденным коммунистом.

Награды и премии

За большой творческий вклад в дело развития советского искусства Лановой в 1980 году был удостоен Ленинской премии, а в 1985 году получил звание народного артиста СССР. Этот великий актер был отмечен множеством самых различных наград и медалей (в количестве, превышающем двадцать единиц).

Фотографии Ланового Василия Семеновича

Ваше мнение о звезде


Саша (Тель-Авив)
2014-12-19 19:45:26
Ольга (Нытва)
Прекрасный актер и прекрасные фильмы. Спасибо всем, кто в этом участие принимал.
2014-01-12 01:41:44
Алла (Павлоград)
Великий актер!!! Любимый артист с детства! Спасибо Вам!
2013-05-20 11:15:30
Елена (Ленинград)
Преклоняюсь перед Вашим талантом.
2013-03-04 18:00:31
Наталья (Пермь)
Мнение высочайшее было и осталось после литературного концерта Василия Семеновича в филармонии г. Пермь 28 февраля 2013 г.
Талант и порядочность, мужественость.
2013-03-01 18:23:25
Виктор (Москва)
Для меня Вы - благородный, приносящий людям счастье и укрепляющий веру в добро романтик Артур Грэй. С большим удовлетворением прочел в Вашей биографии, что не изменяете своим принципам, остаетесь достойным замечательных героев, которых Вы так блистательно сыграли в кино. Крепкого Вам здоровья, счастья Вам и Вашим родным и близким. С уважением, Ваш горячий поклонник Виктор Костиков.
2013-03-01 09:59:43
Инна (Санкт-петербург)
Прекрасный, талантливый актер, красивый, мужественный человек. Спасибо Вам!
2013-03-01 00:30:51
Юлия (Смоленск)
Вчера была на творческом вечере народного артиста СССР Василия Ланового, который проходил на Смоленском фестивале "Золотой феникс". Полна восхищения от этого артиста! Дай Бог Вам здоровья, дальнейших творческих успехов на радость зрителям и всего самого доброго!!!
2012-09-08 19:05:11
valik
Красивый, талантливый, мужественный, интеллигент до мозга костей, верен своим принципам. Низкий поклон.
2011-08-10 08:29:44
Наталья (Москва)
Живите долго, будьте здоровы.
Пока вы на сцене, пока живут фильмы с Вашим участием - живы и мы.
Быть добру!
2011-05-13 15:38:30
Юрий (Москва)
Дай бог Вам здоровья и сил в этой жизни.
2009-10-27 01:13:55