Биография Глузского Михаила Андреевича

Биография, история жизни Глузского Михаила Андреевича


Родился 21.11.1918, Киев - 15.06.2001, Москва.

Детство

Михаил Глузский родился 21 ноября 1918 года в Киеве. Отец Миши - Гмырёв Андрей Михайлович - родом из крестьян, стал поэтом, журналистом. В середине 1917 года он перебрался из Петрограда в Киев, где построил в районе Караваевых дач небольшой домик, заложил сад с множеством фруктовых деревьев, которым очень гордился. Мать - Глузская Ефросинья Кондратьевна.

Детство Миши Глузского пришлось на сложное время. Его семье и ему мальчишкой пришлось пережить калейдоскоп событий и политических формаций: Кайзер Вильгельм, Рада, большевики, Петлюра, поляки, просто бандиты... Их образы навсегда остались в памяти Михаила Андреевича отнюдь не абстрактными, а историческими персонажами.

В 1922 г. после смерти отца семья Глузских переехала в Москву. Там им удалось получить комнату в коммунальной квартире, где и проживали втроем - мама, старшая сестра Людмила и Михаил. Позже Людмила вышла замуж, у нее родилась дочь.

В школу Миша Глузский пошел в Баку, где ему довелось в течение двух лет жить у своего бывшего отчима (1926-1928 гг.).

В 1929 году Миша вернулся в Москву. Его мама работала продавщицей в игрушечном отделе магазина "Мюр и Мерелиз" - нынешнего ЦУМа. Ей, постоянно занятой на работе, не с кем было оставлять сына, и она скрывала его от начальства... под прилавком. Там мальчик играл сам с собой разные роли собственного сочинения, устроив свой первый театр. Иной раз заигравшись, с тарахтением и свистом выкатывался он под ноги покупателей - то с паровозиком, то с машинкой, то с заводным медведем, и маме приходитесь незаметно заталкивать сына обратно.

Работа и учеба

С пятнадцати лет Михаил пошел работать. Он устроился сначала учеником слесаря в мастерских НАТИ, а в дальнейшем - учеником электромонтера и электромонтером в Центральном универмаге Мосторга, где работала мама.

Параллельно Михаил окончил вечернюю школу рабочей молодежи и ... пристрастился к драматическому коллективу при клубе Мосторга. Мужчин в цумовской самодеятельности было маловато, и Миша Глузский сразу же стал нарасхват.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участие в художественной самодеятельности поселило в душе юноши желание стать актером. Два года подряд, в 1935-1936 гг., он предпринимал несколько попыток поступить в различные школы, но везде получал отказ. Совершенно случайно Михаил узнал о дополнительном наборе во вновь созданную "Школу киноактера" при киностудии "Мосфильм". Школа эта была организована на базе ВГИК, поскольку в 1936-1940 гг. актерского факультета во ВГИКе еще не было. Художественными руководителями школы в те годы были М.М.Тарханов и Г.Л.Рошаль, педагогами по мастерству - Н.С.Плотников и В.П.Баталов. С молодыми студентами занимались также известные кинорежиссеры Ю.Я.Райзман, М.И.Ромм, Б.В.Барнет, кинооператор А.В.Головня, - имена, которые не надо специально представлять.

Михаил Андреевич вспоминает о своем поступлении: "…поступая в Школу киноактера, я такое выделывал, что меня и смотреть не хотели. А потом предложили просто почитать Зощенко. Я почитал - и меня сразу взяли. Взять-то взяли, но потом несколько раз отчисляли. …за злостное нарушение дисциплины. Я слыл страшным пижоном: брюки носил широченные - это было модно задолго до "стиляжных" дудочек, полы штанинами подметал. Вообще я был совершенно антиобщественным элементом: ни комсомольцем, ни членом партии так и не стал и даже пионерство проскочил".

Дебют в кино

В те годы Михаил Глузский дебютировал в кино, снявшись в небольших ролях: пограничника в комедии "Девушка с характером" (1939), дворового в историческом фильме "Минин и Пожарский" (1939), гимназиста в картине Григория Рошаля "Семья Оппенгейм" и Абдурахмана в историческом "Салавате Юлаеве" (1940).

Благодаря этим ролям, в 1940 году Михаил Глузский, окончив школу киноактеров, был зачислен в штатную труппу "Мосфильма".

Война

В 1940 году Михаил был призван в армию. Ему, как актеру, выпала служба в команде при Центральном Театре Советской армии. А через год началась война…

В годы войны Глузский служил в армии, в составе концертных бригад выступал во фронтовых частях.

Театральная деятельность

После войны, почти сорок лет, с 1946 по 1995 г. М.А.Глузский работал в Театре-студии киноактера при "Мосфильме". На сцене этого театра он сыграл в спектаклях "Бесприданница" (Карандышев), "Старые друзья" (Шура Зайцев), "Остров мира" (м-р Бааба), "Иван Васильевич" (Жорж Милославский), "Бесы" (Верховенский-старший) и многих других.

В этот же период М.А.Глузский работал по приглашению в Театре Советской военной администрации в Германии, в Театре "Современник", в Театре им.Ермоловой.

Кино

В 1950-е годы режиссеры часто приглашали актера играть отрицательных персонажей. Две из них стали этапными в судьбе актера, принесли ему широкую известность. В 1956 году он весьма убедительно сыграл шпиона Ивашева в приключенческо-фантастическом фильме Константина Пипинашвили "Тайна двух океанов", в 1957 - есаула Калмыкова в эпопее Сергея Герасимова "Тихий Дон".

С тех пор Глузский снимался без перерывов. Правда, актеру часто доставались неглавные роли, а порой и просто эпизодические, но и они не остались незамеченным, свидетельствуя о его незаурядном артистическом даре, которому свойственна особая лаконичная выразительность. Магия актера М.Глузского позволила многие из его ролей сделать настолько сочными, что их герои воспринимаются миллионами теле и кинозрителей, как народные, почти легендарные.

Глузскому были подвластны любые - и трагические, и гротескные комедийные персонажи. А ведь поначалу ему пришлось бороться с уже сложившимся амплуа. Но он доказал, что может играть не только шпионов и белогвардейцев. Роли профессора Сретенского в фильме Ильи Авербаха "Монолог" или Фрола Федулыча в "Последней жертве" открыли зрителю совсем другого Глузского.

За годы многолетней творческой жизни в кинематографе им были созданы разнохарактерные, яркие и глубокие образы: Буркин ("Попрыгунья", 1955 г.), Щавель ("Ласточка", 1957 г.), Тимофеев ("Дожди", 1958 г.), Клячко ("Люди и звери", 1961 г.), администратор гостиницы ("Кавказская пленница", 1967 г.), Фокич ("В огне брода нет", 1968 г.), Фомичев ("Дело Бориса Савинкова", 1969 г.), Дей ("На войне как на войне", 1969 г.), штабс-капитан ("Бег", 1970 г.), Гари ("Миссия в Кабуле", 1970 г.), И.С.Меньшиков ("Пришел солдат с фронта", 1971 г.), Брыкин ("Ехали в трамвае Ильф и Петров", 1971 г.), Золотников ("Дела давно минувших дней", 1972 г.), Гузей ("Пламя", 1975 г.), аббат Перар ("Красное и черное", 1975 г.), шут Балакирев ("Как царь Петр арапа женил", 1975 г.), Ф.Ф.Прибытков ("Последняя жертва", 1975 г), Марко Богатый ("Как Иванушка за счастьем ходил", 1976 г.), Варламов ("Степь", 1977 г.), полковник Зарубин ("Золотая мина", 1978 г.), Пантелеев ("Остановился поезд", 1981 г.), генерал Федоров ("ТАСС уполномочен заявить", 1982 г.), Левий ("И на камнях растут деревья", 1984 г.), Цибин ("Дублер начинает действовать", 1983 г.), дядя Яков ("Жизнь Клима Самгина", 1985 г.), генерал Макартур ("10 негритят", 1987 г.) и многие-многие другие.

Всего на счету актера более 150 ролей в кино…

Михаил Глузский рассказывает об одной из своих ролей: "…я играл одного восточного человека, извозчика Гади в фильме "Миссия в Кабуле". Это был наш разведчик, вроде Штирлица. Он передавал шифровки и носил кличку Странник. Роль была без единого слова. Я оказался так похож на афганца, что, когда выезжал на своей арбе, местные жители принимали меня за своего. Съемки вызывали большое скопление народа. Тогда я по договору с режиссером просил, чтобы камеру убирали, и разъезжал со своей арбой, совершенно сливаясь с толпой. Никто на меня не обращал внимания, я просто махал рукой, и съемка продолжалась".

Другая деятельность

Актер много работал на радио и телевидении, голосом М.А.Глузского говорят многие персонажи дублированных иностранных фильмов, среди которых - герои Бурвиля, Луи де Фюнеса, Эдуардо Ди Филиппо.

Актерский талант М.Глузского признан многими любителями поэзии. Ему принадлежит право первого исполнителя цикла стихов великого российского поэта Н.А.Заболоцкого, которые долгие годы были запрещены в СССР.

Михаил Андреевич являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, руководил комиссией ветеранов кино в Союзе кинематографистов СССР, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооруженными Силами СССР и Комиссию ветеранов кино и Военно-шефскую комиссию г. Москвы.

Михаил Андреевич Глузский - профессор ВГИК. С 1987 по 1998 г. он руководил двумя мастерскими на актерском отделении ВГИК, выпустил два курса (таджикский и русский).

Работа в последние годы

С 1994 года Михаил Глузский работал в театре "Школа современной пьесы". Он играл в спектаклях "Уходил старик от старухи" (по пьесе С.Злотникова) и "Антигона в Нью- Йорке" (по пьесе Я.Гловацкого).

Последние годы актер тяжело болел, но не прекращал работы, снимаясь в кино ("Бременские музыканты" 2000) и играя на сцене. В последний раз Михаил Глузский выходил на сцену незадолго до смерти в спектакле по чеховской "Чайке". Тогда он уже был в инвалидной коляске.

Семейная жизнь

Со своей будущей женой Перегузовой Екатериной Павловной Михаил Глузский познакомился, когда она была замужем. Михаил Андреевич рассказывал: "Мы познакомились, когда она была замужем, а я - закоренелым холостяком. ... Словом, отбил я ее у мужа и переехал из своей коммуналки в её. Но не подумайте - не ради улучшения жилищных условий".

Екатерина Павловна - театровед, выпускница ГИТИСа, работала старшим научным сотрудником в Государственном Институте искусствознания (ранее Институт истории искусств).

Почти 50 лет прожили супруги в любви и согласии. Их дети - сын Андрей (1951 г.р.) и дочь Мария (1954 г.р.), внуки и внучки: Александр, Михаил, Мария, Ксения, Елизавета.

Премии, награды, звания

Народный артист СССР (1983).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973 - за участие в фильме "Пришел солдат с фронта").

Награжден серебряной медалью им. А.П.Довженко за фильм "Пламя" (1975).

Лауреат премии "Ника" в номинации "Мужская роль второго плана" за фильм "Мужчина для молодой женщины" (1997).

Лауреат премии "Кумир" в категории "За высокое служение актерскому искусству" (1998).

Приз Киноакадемии "Ника" - "За честь и достоинство" (1998).

Приз "За выдающийся вклад в профессию" - Международный актерский фестиваль "Созвездие-99" (Тверь).

Приз "Живая легенда российского кино" - приз города Санкт-Петербург (КФ "Виват кино России-99").

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1989 г.).

Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством III степени" (1998 г.).

Фотографии Глузского Михаила Андреевича

Ваше мнение о звезде

Справка