Биография Джигарханяна Армена Борисовича

Фото Джигарханяна Армена Борисовича

Биография, история жизни Джигарханяна Армена Борисовича


Джигарханян Армен Борисович – советский, армянский и российский киноактер и актер театра, режиссер.

Детство

Армен Джигарханян родился 03.10.1935 в Ереване. Он происходит из старинного рода тифлисских армян. Отца он совсем не знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью. Армен впервые увидел отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.

Детство мальчика прошло в русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила на Кубани, Армен рос у нее на руках. Мама Елена Васильевна хорошо владела русским, она и отвела сына в русскую школу.

Армен Борисович вспоминал: "Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей. С русской культурой, образованием, полученным в Москве или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то административным способом. Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех, кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне. Не могу судить о других республиках – я их просто не знаю. Но в Армении был высокий уровень русского языка за счет высокого уровня культуры".

Актером Армен мечтал стать с детства. Любовь к театру привила ему мама. Елена Васильевна не пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала водить в театр и сына. Поэтому не удивительно, что к моменту окончания школы у мальчика сформировалось твердое убеждение стать артистом.

Начало творческой деятельности

По окончании школы в 1953 году Армен поехал в Москву поступать в ГИТИС, но там его ждало разочарование. На собеседовании преподавателям не понравился акцент юноши и Армена даже не допустили к экзаменам. С обидой и огорчением Армен вернулся в родной город и устроился помощником оператора на киностудию "Арменфильм", где проработал год.

В 1954 году Армен Джигарханян поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс Армена Карапетовича Гулакяна (окончил его он в 1958 году). Гулакян научил Армена относиться к профессии как к ремеслу, как к мастерству; он часами рассказывал о Москвине, Тарханове, Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из верных проповедников "системы" Станиславского, может быть, в национальном преломлении.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одновременно уже с первого курса Джигарханян начал свою сценическую деятельность, участвуя в спектаклях Ереванского русского драматического театра. С самого начала Армен стал играть много и в самых разнообразных пьесах. Как признавался актер, он получал удовольствие от самого пребывания на сцене. Роли были самыми разнообразными – от комедийных и острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных до классических. Всего за 10 лет работы в этом театре Армен Джигарханян сыграл 30 ролей, среди которых такие значительные, как Кудряш ("Гроза" А.Н. Островского), Сергей (Иркутская история А.Н. Арбузова), Актер ("На дне" М. Горького). В те же годы на сцене Ереванского ТЮЗа он воплотил образ Ленина ("Именем революции" М. Шатрова).

Первые роли в кино

Как и каждый актер, Армен Джигарханян хотел сниматься в кино. Начиная с 1955 года, Джигарханян несколько раз пробовался в разные картины. Наконец ему доверили роль молодого рабочего Акопа в фильме "Обвал" (1960). Затем он сыграл учителя Александра в картине "На рассвете" и роль в фильме "Воды поднимаются".

В 1966 году Джигарханян снялся в фильме Ф. Довлатяна "Здравствуй, это я!", который имел большой успех. В этой грустной, щемящей и поэтической киноповести он создал образ молодого ученого-физика Артема Манвеляна. В этой роли Джигарханян сумел передать интеллектуальную насыщенность, эмоциональное напряжение своего героя. И всем стало ясно, что в нашем кинематографе появился незаурядный талант. Не случайно, что во многих справочниках именно с картины "Здравствуй, это я!" начинается фильмография этого замечательного актера.

Уже начиная с первых ролей, начал вырисовываться собирательный образ персонажей Джигарханяна. Его герои, как правило, были немногословны, им присущи сосредоточенность, нравственная цельность и обаяние. Так, в приключенческом телесериале "Операция "Трест" (1967) Джигарханян сыграл потомственного интеллигента чекиста Артузова.

Отдельно стоит упомянуть роль в лирической киноповести "Треугольник", вышедшей в том же году. Джигарханян создал образ доброго, мудрого, много пережившего кузнеца Усть Мукуча. За эту роль Армен Борисович был удостоен Государственной премии Армении, да и сам он всегда считал ее своей лучшей работой.

Переезд в Москву

Большую роль в жизни Джигарханяна сыграла встреча с режиссером А.В. Эфросом. В 1967 году по его приглашению Армен Борисович приехал в Московский Театр им. Ленинского комсомола, но работать вместе им довелось мало. Джигарханян успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле "Кабала святош" М.А. Булгакова. Уже через полгода Эфроса отстранили от руководства театром. Джигарханян, правда, был введен в несколько ролей текущего репертуара, но работа без режиссера, к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.

Вскоре артист согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского А.А. Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле "Разгром" А.А. Фадеева (постановка М.А. Захарова). Следующей работой Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в спектакле "Трамвай "Желание" Т. Уильямса – накопив к тому моменту опыт воплощения почти исключительно положительных героев, артист оказался перед необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее, "отрицательный".

Овечкин, Кригс и другие

Начиная с конца 60-х, Армен Джигарханян начинает много сниматься в кино и почти каждая из его киноработ становилась событием. В знаменитых приключенческих лентах "Новые приключения неуловимых" и "Корона Российской империи, или Снова неуловимые" он сыграл белогвардейского капитана Овечкина, в историко-революционном фильме "Чрезвычайный комиссар" – комиссара Петра Кобозева, в лирической киноповести "Когда наступает сентябрь" – неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна… Герои Джигарханяна неизменно притягивали зрителей, будь то комедии или драмы, приключенческие или лирические фильмы.

Яркой, искрометной работой стала роль судьи Кригса в комедии Виктора Титова "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975). Армен Борисович вспоминал об этом фильме: "Хороший фильм. Там звезды сошлись – не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о "Тете", но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение".

Театр. 70-е-80-е

В 1975 году Армен Борисович сыграл философа Сократа в спектакле "Беседы с Сократом" по пьесе Э. Радзинского. После этой работы о Джигарханяне заговорили как об одном из самых интересных и сильных артистов современной отечественной сцены.

Хотя в 1970-1980-е годы Джигарханян играл в театре не очень много (в те годы он больше был занят в кино), но каждая его роль становилась предметом обсуждений: Большой Па ("Кошка на раскаленной крыше" Т. Уильямса), лорд Ботвел ("Да здравствует королева, виват!"), Нерон ("Театр времен Нерона и Сенеки" Э. Радзинского), адмирал Нельсон ("Виктория" Т. Рэттигана) и другие. В 1976 году артист воплотил образ генерала Хлудова в спектакле "Бег" М.А. Булгакова.

Лучше износиться, чем заржаветь

Параллельно с работой в театре Джигарханян постоянно снимался в кино. Особую любовь зрителей принесла ему роль Карпа – угрюмого горбатого главаря шайки "Черная кошка" в культовом сериале "Место встречи изменить нельзя" (1979). Сам Армен Борисович признавался, что любит этот фильм: "Он здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. В данном случае сошлось все: хорошая литература – братья Вайнеры, режиссер Говорухин, компания актеров была убедительная". Но о самой роли отзывался скептически: "Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный великолепной драматургией…".

Через год Джигарханян сыграл Фарричетти в криминальной политической драме Семена Арановича "Рафферти" и профессионального убийцу Макса Ришара в политическом киноромане Александра Алова и Владимира Наумова "Тегеран-43".

В 80-е годы Армен Джигарханян также снялся в фильмах: "Жизнь Клима Самгина" (Варавка), "Маскарад" (Казарин), "Рецепт ее молодости" (Гаук). Почти одновременно на экране и на сцене артист создает образ Менделя Крика в пьесе И. Бабеля "Закат".

На протяжении долгих лет ежегодно выходил не один, а несколько фильмов с участием Армена Борисовича. Причем любопытно то, что, обладая характерной внешностью, он способен удивительным образом перевоплощаться и играть русских, грузин, евреев, людей других национальностей, умело подчеркивая отличительные национальные признаки. К 2014 году на счету актера более 200 киноролей. По этому показателю он обошел таких известных актеров, как А. Делон, М. Брандо и С. Трейси. Не случайно, что Джигарханян стал первым из российских актеров, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных ролей. Не зря Валентин Гафт в свое время посвятил ему эпиграмму:

Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.


Сам актер считал эту ситуацию вполне нормальной. "Лучше износиться, чем заржаветь", – говорил он.

Сыграв столько ролей, кажется, что просто не возможно не повторяться. К тому же признаемся – есть немало даже неплохих актеров, которые с успехом эксплуатируют однажды удачно сложившийся образ. К счастью, Джигарханян к ним не относится. В каждой очередной роли он всегда выглядит по-новому. Именно поэтому многие режиссеры мечтают, чтобы Джигарханян согласился сняться в их фильмах, а зрители с удовольствием смотрят картины с его участием.

Собственный театр

В конце 1990-х годов Армен Борисович решил создать из своих учеников во ВГИКе театр (он стал преподавателем в 1991 году). Так родился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна.

На сцене своего театра Джигарханян сыграл интересные роли в спектаклях "Возвращение домой" Х. Пинтера и "Последняя лента Крэппа" С. Беккета. О последнем рассказывал сам Армен Борисович: "…я играю Крэппа – полтора часа на сцене в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности, чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал – до такой степени гниет и разлагается этот человек... Я играю его без зубов – свои протезы снимаю...".

Помимо этого, Джигарханян был занят в антрепризных спектаклях. Он играл на сцене Ленкома (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле "Варвар и еретик" по "Игроку" Ф.М. Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано", спектакль шел под названием "Город миллионеров").

Личная жизнь

Те, кто когда-то слышал миф о том, что Армен Джигарханян выкрал свою будущую жену, как крадут невест джигиты, спасаясь от погони, ускакал с нею стремительно в Москву, будут разочарованы, узнав правду: это не он ее соблазнил, это она его соблазнила.

Их встреча могла не состояться вовсе, потому что Татьяна появилась в Ереване накануне главного события в жизни Армена Джигарханяна – известный режиссер Анатолий Эфрос пригласил его в Москву. Еще не знакомый широкой публике, но уже прославившийся на родине, тридцатилетний Джигарханян был одним из самых популярных актеров кино и театра Армении. Но Татьяна об этом не знала, потому что приехала из России, где еще не слышали об этой звезде. У нее в тот момент был тоже некий перелом в судьбе: отойдя от профессии актрисы, она осваивала новую специальность – стала работать в Ереванском театре завлитом. Армен с первой встречи покорил Татьяну своим обаянием. Но их роман начался не вдруг, тому предшествовало молчаливое томление души, неясность мысли, свободное течение времени. Нет, Татьяна не боялась, что окажется непонятой и отвергнутой, она вообще не строила никаких планов, а просто прислушивалась к себе и так и жила, переполненная чувствами. Однажды она призналась Армену, что ей отчего-то скучно, а он сказал в ответ: "Есть очень хорошее и проверенное средство от этого". "Какое?", – спросила она. "Нужно влюбиться", – ответил Армен и серьезно посмотрел на нее.

Ей очень понравился его ответ. Он советует влюбиться? Замечательно! Но она уже влюбилась, а он ничего не видит. Еще Гете сказал, что "начало всегда приятно, именно на пороге надо останавливаться", и Татьяне хотелось как можно дольше пребывать в состоянии неизвестности, ведь оно было таким легким и необременительным.

Однажды, когда Армен сидел у нее в завлитовском кабинете, ее позвали к директору. Проходя мимо него, Татьяна наклонилась и, нежно поцеловав его в нос, быстро скрылась за дверью. Потом они стояли у окна, смотрели на улицу и молчали. Таня первая сказала: "Вы знаете, я последовала Вашему совету". "Какому?", – не понял он. "Влюбиться. Вы посоветовали мне, чтобы интересно жилось, влюбиться, и я влюбилась". Тут она умолкла. Он тоже молчал... "В Вас", – выдохнула она.

Начались встречи, прогулки допоздна, бесконечные разговоры о жизни, театре, искусстве. Однажды, провожая ее, он решился: "Можно Вас поцеловать?". "Разве об этом спрашивают?", – смутилась Татьяна.

Свадьбы как таковой не было. Пришлось срочно собираться в Москву – Эфрос прислал телеграмму. Они расписались уже в столице, пригласив двух свидетелей. Не успели найти кольца и на Танин палец было надето обручальное кольцо, с которым венчалась когда-то бабушка Армена. После регистрации вчетвером провели вечер в ресторане "Арагви"… С тех пор супруги начали счастливо жить вместе.

К слову, до Татьяны у Армена уже была семья. В молодости он был женат на Алле Юрьевне Ванновской, актрисе Ереванского драмтеатра имени Станиславского. В 1964 году у супругов появилась дочь Елена. Но совместная жизнь не задалась – очень скоро Армен и Алла развелись. У Елены судьба сложилась грустно – в возрасте двадцати трех лет она по нелепой случайности задремала в автомобиле со включенным двигателем и задохнулась угарным газом.

Лена была единственным родным ребенком Джигарханяна. Однако у Татьяны, когда она сошлась с Арменом, уже был сын Степан от первого брака. Армен Борисович взял на себя обязательства по воспитанию мальчика. Кстати, он тоже стал актером, причем вполне успешным.

Основные награды и премии

Народный артист СССР (1985).

Лауреат Государственных премий Армянской ССР (1975, «Треугольник»; 1979, «Снег в трауре»).

Видео Джигарханяна Армена Борисовича

Список видео сформирован на основе данных сервиса YouTube.

Новости Джигарханяна Армена Борисовича

Армен Джигарханян. Свежие новости из больницыАрмен Джигарханян. Свежие новости из больницы
Российские репортеры предоставили актуальную информацию о состоянии народного любимца Армена Джигарханяна. Восьмидесятилетний актер продолжает находиться в институте имени Склифосовского. Врачи оценивают состояние Армена как ...
2016-03-11
Молодая жена Джигарханяна рассказала о семейной жизниМолодая жена Джигарханяна рассказала о семейной жизни
Советский и российский актера кино и театра Армен Джигарханян, осенью прошлого года отметивший свой 80-й день рождения, менее недели тому назад женился на 36-летней Виталине Цымбалюк-Романовской, директоре его театра. Подобны...
2016-03-02
После десятилетнего перерыва снова выйдет на подмостки ДжигарханянПосле десятилетнего перерыва снова выйдет на подмостки Джигарханян
Армен Борисович Джигарханян, 77-летний армянско-российский актёр, который в настоящее время руководит Московским драматическим театром, вскоре обрадует своих многочисленнейших поклонников новым появлением на сцене. Оно должно...
2013-05-30

Фотографии Джигарханяна Армена Борисовича

Ваше мнение о звезде

Справка

Изольда (Иваново)
Бесподобен! А какой голос! Просто завораживает. Здоровья Вам.
2015-04-03 22:42:04
Наталья Бекларян (Тобольск)
Актер и человек с большой буквы. Нет ни одной роли, которую бы он сыграл плохо. Обаятельный человек.
2014-11-23 01:48:28
Леонид Петросян (Ереван)
Есть люди с первой минуты притягательные и это свойство Армена Джигарханяна покоряет и приближает собеседника к нему. Если есть армянин с большой буквы и патриот Армении, то это самый притягательный из армян. Армен Борисович Джигарханян - теперь уже лучший из армян.
2013-08-10 18:37:50
Нона (Новосибирск)
Актёр очень разноплановый. Это редкий талант.
2013-03-13 11:30:31
Владимир (Шымкент)
Как хорошо, что Вы есть
2012-12-06 18:45:54
Александр (Бат-ям)
Мудрая улыбка, добрый взгляд великого мастера, бесконечное обаяние - все это Армен Джигарханян!
2012-11-28 08:21:24
Вахид (Москва)
Удивительной души человек, приятный собеседник, гениальный актер и легендарная личность.
2012-10-08 13:45:59
Вахид (Москва)
Армен Борисович Джихарханян - один из самых талантливых актеров нашего времени. Армен - человек, а человек - это звучит гордо! Армен Борисович - это легендарная личность! Здоровья, и дай Бог тебе, Армен, долгих лет жизни!
2012-10-08 12:48:23
Игорь (Петрозаводск)
Тот, кто подолгу живет с одной женщиной, достоин уважения - это истинный христианин.
2012-09-20 22:09:19
Оганес (Москва)
Наша гордость!!!
2012-09-15 21:12:44
valik
Дай Бог ему здоровья и ещё много творческих успехов. Низкий поклон.
2012-05-10 08:32:02
Valentin (Vyborg)
Замечательный, уникальный, многоплановый актёр и хороший человек.
2012-02-04 09:56:40